Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

От столкновения с бетонным забором самолет спас земляной холм


В субботу, 4 декабря, днем в московском аэропорту "Домодедово" произошло ЧП. Самолет ТУ-154 "Дагестанских авиалиний", следовавший рейсом Москва - Махачкала, совершил вынужденную посадку. Лайнер вылетел из столичного аэропорта "Внуково", но буквально через 15 минут у самолета отказали один за другим три двигателя. Командир экипажа принял решение приземлиться на взлетно-посадочную полосу ближайшего аэропорта. Им оказался "Домодедово". Во время жесткой посадки лайнер выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и раскололся на три части. Два человека погибли, более восьмидесяти получили травмы различной степени тяжести.

Корреспондент "Комсомолки" Евгения СУПРЫЧЕВА сразу же после ЧП поговорила в аэропорту с пассажирами несчастливого рейса.

Глава Федерального агентства по воздушному транспорту Александр Нерадько, срочно прибывший на место ЧП, сыпал фактами.

- В субботу ТУ-154 вылетел из аэропорта "Внуково" по направлению на Махачкалу, - сказал Нерадько под прицелом видеокамер. - Примерно через 15 минут полета экипаж сообщил диспетчерам "Домодедово", что у самолета барахлит один из двигателей. Буквально через две минуты новое сообщение: отказали все три двигателя, генераторы и приборы навигации.

Огромная многотонная машина больше не летит, она просто планирует, как бумажный самолетик. И все это на высоте девять тысяч метров! А до ближайшего аэропорта, которым стал "Домодедово", восемьдесят километров. В баках плещутся тонны керосина, в салоне 156 пассажиров. Пассажиров или смертников? Пилоты ведут махину вслепую.

Главное, чтобы не отказала связь, иначе конец. Вся надежда на диспетчеров. С них сходит сто потов. Они прекрасно понимают, что яркая точка на мониторе может потухнуть в любой момент. В самом аэропорту страшная суета. Под экстренную посадку "тушки" освобождают вторую полосу, в срочном порядке меняют график вылетов самолетов. Это все потом, потом. Лишь бы сел! Лишь бы сел, родимый! А видимость-то ни к черту.

- Во время посадки была слишком низкая облачность, - сообщил Нерадько. - Экипаж мог не разглядеть взлетно-посадочные огни.

Но экипаж разглядел. Самолет фактически рухнул на полосу.

- Учитывая его массу вместе с нерастраченным топливом и скорость приземления, самолет не покатился по полосе, а стал передвигаться по ней скачками, - заявила руководитель пресс-службы "Домодедово" Елена Галанова.

"Тушку" на огромной скорости бросало с одной части взлетного поля на другую. В итоге "тушка" вылетела в лесополосу. Самолет на огромной скорости понесло прямиком на бетонный забор. Учитывая, что тормоза тоже отказали, дальше по сценарию - столкновение и неминуемый взрыв.

- До забора оставалось сто метров, - говорит Галанова. - Но тут самолет налетел на кочку, на земляной холм, и рассыпался. Развалился на три части.

Оглушительный скрежет металла - и внезапная тишина. На "тушку" выжидательно смотрят десятки глаз. Бойцы МЧС давно на месте, они готовы. И через минуту примчатся к самолету. Но в первые секунды пауза: есть ли живые? Что там в салоне? А там, что называется, все всмятку. В местах разлома просто какой-то фарш. Когда днем позже прессу допустили к самолету, то оказалось, что этот фарш был из вырванных кресел, кусков металла и сумок. Но в момент крушения среди кусков металла были и тела пассажиров. Все перемешалось и лавиной понеслось в разлом. Люди отчаянно цеплялись за стены самолета, но тщетно.

Тем временем в хвостовой части совсем другая картина - пассажиры заблокированы. Там паника и суета.

ЛЮДИ ПРЫГАЛИ С ВЫСОТЫ 3 - 4 МЕТРОВ

- Сначала ничего толком не поняли, - говорит одна из пассажирок, Джамиля Мурадова. - За несколько минут до посадки стюардесса сказала, что мы попали в зону повышенной турбулентности, и попросила пристегнуть ремни. А потом началась жуткая тряска, и мы рухнули.

Во время приземления в салоне потух свет, в нос ударил резкий запах керосина, который хлестал из покореженных баков.

- Кто-то крикнул: "Сейчас взорвемся! " - продолжает женщина. - И тут началось что-то страшное: люди кричали, толкались, бежали. Я тоже выскочила в проход, но куда бежать? Первыми, конечно, сориентировались мужчины.

- Кто-то показал мне на запасной люк, сказал, что надо его выломать, - вспоминает один из пассажиров, Тимирлан Тимиров. - Я выломал.

- Но как?

- Я не помню, - сам себе удивляется Тимирлан. - Просто выломал, и все. Из люка можно было выбежать прямо на крыло.

Но беда в том, что как раз на него-то и хлестал керосин. Люди, выбравшись на крыло, теряли равновесие и летели вниз.

- Там высота был метра три-четыре, - вспоминает Тимирлан. - Поэтому так много пострадавших: поломали себе руки, ноги. Все поломали.

Люди, будучи в состоянии аффекта, не ощущали боли. Вскакивали и бежали, не разбирая дороги. Лишь бы подальше от самолета. Боялись, что он взорвется. Но обошлось. Спасатели залили пеной "тушку", спешно эвакуировали тех, кто был не в состоянии самостоятельно покинуть самолет. В общей сложности были госпитализированы 83 человека, еще двое погибли: родной брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и 81-летняя Роза Гаджиева, мать члена Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева.

- Изначально в прессе возникла путаница из-за количества погибших, - поясняет Елена Галанова. - Некоторые СМИ передавали, что погибли три человека. Неразбериха произошла из-за "груза-200", который был на борту во время посадки. Мужчина вез тело усопшей жены в Махачкалу на захоронение.

Что же касается тех счастливчиков, которые уцелели, то их на время разместили в аэропорту. В течение пяти часов с пассажирами работали психологи и следователи. Уже в воскресенье, 5 декабря, они вылетели в Махачкалу резервным бортом "Дагестанских авиалиний".

На следующий день после аварии корреспонденту "КП" удалось побывать на месте трагедии. "Тушка" по-прежнему находится там. Вокруг гигантской машины день и ночь суетятся сотрудники СКП, разбирая завалы. Снег в 100 - 200 метрах от самолета усыпан вырванными креслами, куртками и шубами пассажиров. Меряю расстояние от носа самолета до бетонного забора: раз-два-три. Всего семь шагов.

Если бы скорость "тушки" была выше - столкновения с забором не избежать. Если бы самолет развернуло чуть правее - он влетел бы в сооружения аэропорта, которые находятся всего в ста метрах. Одним словом, метр туда, метр сюда - и это была бы одна из самых громких трагедий десятилетия.

Фото:

- Спецкор "КП" Евгения Супрычева с частью кресла, найденной на месте падения самолета.

Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.

Москва, аэропорт, взрывы


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25