Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Народная мудрость гласит: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет»... Эти заметки — про умных, которые по горам вынуждены лазать по служебной надобности. И за наш счет. И даже — как бы по нашему поручению... Завершилась ледовая эпопея в Охотском море. С нее начинались почти все новостные передачи по ТВ в последние месяцы. Страна тревожно всматривалась в лица Адмиралов и начальников портов, которые рассказывали нам, как ледокол давит лед, как тянет на буксире отмороженные фелюги... Весьма отдаленно эта история напоминала спасение челюскинцев в 1934 году. Но только — самоотверженностью спасателей. Может быть, президент кому-то из них Ордена повесит на грудь. А мы сделаем акцент на том, что выручали из плена не ученых и даже не экстремалов, а в основном торгашей. И стоило это очень дорого. Для всех. Как сообщила в понедельник начальник пресс-центра Дальневосточного морского пароходства Татьяна Куликова, операция по спасению застрявших во льдах Охотского моря судов, по предварительным данным, обошлась в пять миллионов долларов США(!). Вот и выходит, что страна, все мы, на себе тащили эти замерзшие плавбазы. Как бурлаки. А дотащив и сев на бережку отдышаться, имеем полное право спросить: это кто заставил нас тянуть лямку? Как заявил в интервью РИА PrimaMedia экс-руководитель ОАО ХК «Дальморепродукт» Юрий Диденко, ответственность за сложившуюся ситуацию лежит целиком на Судовладельце — ОАО «Даль-морепродукт». «Мне давно знакомы как сама плавбаза «Содружество», так и ее капитан, — говорит Юрий Ди-денко. — Судно зашло для Перегруза в место, куда в это время года категорически не рекомендуется заходить. Об этом моряки хорошо знают многие десятилетия». Юрий Диденко уверен, что капитан «Содружества» сам никогда бы в такой ситуации не пошел на перегруз. Ему было дано указание руководства. «А для управления Флотом, — говорит Диденко, — необходимо хотя бы какое-то морское образование иметь, а не только уметь считать прибыль. Никаких обстоятельств непреодолимой Силы, природных катаклизмов тут нет и не было. Просто нельзя было туда заходить. Позор руководству компании!» В общем, деньги делали деньги — вот где собака зарыта! Но ведь кроме алчных судовладельцев есть на свете еще такая служба, как ледовая разведка. Есть Диспетчеры и администрация порта. Это я к тому, что существуют люди, которым не вредно в глаза посмотреть тем, кому положено. И спросить: ну Как вы, ребята, отстаиваете государственнные интересы? Спросят? Хотелось бы надеяться... В декабре в океане утопили космический аппарат стоимостью полтора миллиарда рублей. Что-то там не просчитали специалисты. Наказание не замедлило себя ждать. Одному объявили выговор, другого так вообще уволили с работы... Жалко денег. Жалко наших стариков, которым набавляют пенсии, собирая крохи по финансовым Сусекам. Очень серьезное ведомство — МЧС. С очень внушительным бюджетом. Это понятно — в России что ни день, то чрезвычайные происшествия. Все затраты на спасение — За счет МЧС. А поскольку МЧС — структура государственная, то это значит, что за счет налогоплательщиков. Многие путешественники почему-то считают, что так и Должно быть. Самое поразительное, что по действующему законодательству они правы. Бесплатное спасение прописано в положении об МЧС. Почему? Потому что Министерство — бюджетная организация, другие источники дохода для него не предусмотрены, и оно не имеет права брать деньги за спасение. Это хорошо усвоили не только наши, но и иностранные экстремалы. И лезут штурмовать Эльбрус. Редкий год обходится без крупномасштабной поисково-спасательной Операции. Их стоимость оценивается от $100 тысяч до $500тысяч. Ситуация усугубляется тем, что приэльбрусский спасательный отряд «Нальчик» своих вертолетов не имеет. Приходится вылетать из Сочи, а час полета стоит 60 тысяч рублей. Именно загрантуристы (а их в год здесь бывает до пяти тысяч человек) — главная беда Приэльбрусья... Да разве только Кавказа! Умный не только в гору не пойдет, он и на лед в оттепель не полезет. Между тем дважды в год на Дальнем Востоке и в Финском заливе Рыболовов снимают со льдин вертолеты МЧС. На поиск и спасение только одного любителя затрачивается от 100 тысяч до миллиона рублей. Но, несмотря на ежегодные предупреждения об опасности, каждый сезон спасатели снимают со льдин до 500 человек! И еще никому не выставили счет. А про альпиниста, которого сдуло с Горной вершины, еще и в газете напишут. Как про героя... Мы многое переняли у американцев. Не грех бы взять и опыт по спасению людей, его экономическую суть. В США большинство гор, облюбованных туристами, входят в национальные парки. За пребывание там турист обязан платить деньги. За них его и спасают, если что... Между прочим, поисково-спасательные операции и у нас не всегда были бесплатными. В Советском Союзе считалось, что экстремал, которого никто не заставлял идти в горы, должен сам оплачивать услуги спасателей. Но с тех пор многое изменилось. Мы забогатели. Расслабились. Стали щедрее на поступки. Или это нам только Кажется?..