Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Мнение обозревателя
Почти 65 млрд. рублей составляют долги населения перед коммунальщиками. А задолженность организаций ЖКХ по кредитам приближается к 79 миллиардам
Такие сногсшибательные цифры озвучил на видеоконференции, которая прошла в конце октября в Кремле при участии президента Д. Медведева, руководитель Минрегионразвития В. Басаргин. По неофициальным же данным, долг граждан предприятиям ЖКХ и вовсе подтягивается к 3 триллионам рублей. Даже если вывести «среднеарифметическую» сумму из независимых оценок, склонных к преувеличению, и официальных, привычно заниженных, то все равно выходит колоссальная сумма. Назвав цифру, министр, правда, не дал убедительного рецепта, что с этой проблемой делать.
Из программных действий: совместно с региональными властями решать вопросы по реструктуризации этих долгов; подключить к решению задачи Росфинмониторинг и Генпрокуратуру «с целью усиления контроля за недобросовестными поставщиками услуг ЖКХ (выд. ред.) и предотвращения роста задолженности». Ситуация складывается любопытная: растут тарифы – еще быстрее растут долги. Как тут не задаться традиционными вопросами «Кто виноват?» и «Что делать?». Долги тянут предприятия коммуналки на дно независимо от того, муниципальные они или находятся в частных руках. Если их не «расшить», коммуналку ждет полный коллапс. Но опыт лохматых 90-х, когда долги «прощались» росчерком властного пера, тут уже не поможет. Рынок, однако.
Общепринятая точка зрения, что в частном бизнесе менеджмент значительно эффективнее, чем на предприятиях «государевых», в ЖКХ почему-то «не играет». Долги равновеликие и у тех, и у других. Откуда же такая напасть? Понятно, что толчком к «аварийному» снижению платежей стал злополучный кризис. То есть, если еще два года назад собираемость платежей в среднем по стране (и в Астрахани в том числе) составляла вполне приемлемые 85-90%, то за последний год, по самым оптимистичным оценкам, скатилась до 60%. И продолжает стремительно снижаться. Несмотря на «мантры» властей по поводу того, что с кризисом «мы справились». Почти. Ну или «почти». Но если виноват был кризис и его последствия, то падение платежей должно было остановиться. А оно продолжается! И всякие «пугалки» вроде выселения должников из квартир социального найма в бараки и общаги, судебные взыскания через наложение ареста на имущество, отключения коммунальных услуг помогают только в единичных случаях и общей погоды по погашению долгов не меняют. То ли не страшно пугают, то ли наш «жилец» уже ничего и никого не боится? Подавляющее большинство этих самых жильцов-должников живет в приватизированных квартирах, выселять их через суд – замучаешься. Имущество у большинства такое, что по стоимости не покроет даже судебных издержек, не то, что долгов и пеней. Отключить коммунальную услугу отдельному должнику поставщик по закону вроде может, а на деле - не очень: дом не его «епархия» - это раз; технически очень сложно и затратно – это два; требует большой подготовительной работы штата юристов (которым надо платить!) – это три. Практика показывает, что эти затраты реально редко окупаются после судебного взыскания долга. Отключать же весь дом из-за десятка должников по закону можно (если это ТСЖ или УК), а в реале – плевать против ветра: лишишься денег и законопослушных плательщиков; власть и общественность съедят с потрохами; да и прокуратура им поможет. Есть, правда, еще один способ стрясти с должников то, что причитается, – огласка адресов, фамилий, чуть ли не портретов должников. То есть давить на стыд и совесть. И до недавнего времени этот способ в нашей стране правового нигилизма был едва ли не самым эффективным. Был. Да перестал. После того как власти, несмотря на то, что многие в кризис остались без работы, а у тех, у кого она еще была, резко снизились доходы, не постеснялись в начале нынешнего года задрать коммунальные тарифы на четверть. И на «оглашенных» смельчаков-должников доселе законопослушные граждане стали смотреть не с осуждением, а с искренним сочувствием: «На его месте могу оказаться и я!». Могут. И порой оказываются, когда их ставят перед выбором: продукты, лекарства, образование детям или треть зарплаты за текущую крышу, холодную воду из крана с горячей и чуть живые батареи в лютый мороз и т. д.
Отправляясь на базар, никому в голову не придет рассчитывать на получение, скажем, качественных персиков или яблок (неважно чего) бесплатно. А вот платить за гнилье цену отличного товара никто не захочет – покупатель норовит получить некачественный продукт либо совсем даром, либо с о-ч-чень большими скидками. Но в ЖКХ система «скидок» - перерасчетов за некачественный коммунальный продукт устроена таким образом, что рядовому потребителю в них не разобраться и этих самых скидок, не имея юридического образования, не добиться. Коммунальщики же по цене черной икры иной раз втюхивают нам «глазки от кильки»: у нас пить воду прямо из-под крана – себя не любить, хотя она именуется «вода ГОСТированная питьевая»; воду, за которую мы платим, как за горячую, по десять минут нужно сливать, чтобы можно было помыться; при каждом погодном «катаклизме» (сильной жаре, ветре, снегопаде, ливне) часами ждем восстановления электроснабжения; платя за центральное отопление, ежемесячно в холода доплачиваем за перерасход электроэнергии, потому что положенных «казарменных» 18 градусов в помещениях (при полностью выключенных электроприборах!) хватает только тем, кого целыми днями нет дома, а электронагреватели с наступлением отопительного сезона расхватывают в магазинах, как маски в период «свиного» гриппа.
Может, потому министр В. Басаргин и говорил об усилении контроля (заметьте, не за должниками!), за недобросовестными поставщиками услуг ЖКХ? С чего бы это? Значит, «сечет» ситуацию? Понимает, что пока не будет качественных услуг и в полном объеме, морального права требовать от населения не менее полного объема оплаты бесполезно? И несправедливо. Хоть и по закону. Но 40% населения от коммунальных сетей уже не «отрежешь» и через суды не пропустишь! И тем более в бараки не отселишь.
Традиционно у нас коммуналка – это священная корова. Ей все грехи прощают. Ее два десятка лет реформируют (в основном через повышение тарифов и смену вывесок). Коммунальные предприятия переходят из рук в руки, от собственника к собственнику, но на потребителях коммунального продукта это мало сказывается, если не считать постоянно растущих сумм в платежках. Итог этих усилий: а вы, друзья, как ни садитесь… Степень изношенности оборудования и сетей не уменьшается, а только растет, количество аварий не снижается, а наш всероссийский «бэтмэн» С. Шойгу, не успев погасить пожары, уже грузит радиаторы и генераторы в самолеты МЧС, чтобы спасать от замерзания сограждан. С началом осени с экранов телевизоров уже вовсю звучат репортажи о срыве отопительного сезона то в одном регионе, то в другом. Да что далеко ходить за примером, когда и у нас в областном центре (спасибо погоде - выручала!) накануне ноябрьских праздников отопление было включено далеко не во всех домах. А если формально и включено, то какое!
У меня в «хрущевке» четырнадцать лет в одной из трех комнат плохо грела батарея отопления. То есть сказать, что она была холодная, нельзя, но и теплой назвать язык не поворачивался. Температура в спальне держалась на спартанских 18 градусах только благодаря тому, что оставляли дверь в комнату постоянно открытой, да на ночь подтапливали тепловентилятором. За четырнадцать лет, сточив на проблемах ЖКХ зубы, я испробовала все законные способы, чтобы исправить ситуацию (ну надоело каждое лето красить потолок от плесени и переклеивать обои!). Увы. За время моей неравной борьбы в «родном» ЖЭКе сменилось четыре начальника, три инженера, а вот слесарь, которого по итогам всех комиссий неутомимо посылали на разборки по моим жалобам, был все тот же. Он из года в год щупал батарею, качал головой, важно раздувал щеки и глубокомысленно изрекал: «А что вы хотите? Обратка! Попробуйте поменять батарею». Я хочу, чтобы мою батарею не щупали проверяющие, а она была хотя бы теплой. Но батарею мы меняли. Затем меняли трубу. Затем поменяли ЖЭК на УК, а УК на ТСЖ с новой УК. При последнем «обмене» батарея нынешней осенью стала уже работать с обратным эффектом, то есть охлаждать комнату, а не обогревать ее. Причем, видимо из вредности, система отопления отказалась работать по всему стояку. (О промывке и опрессовке УК и ТСЖ отчитались только недавно). Слесарь новой УК – «брат-близнец» нашего старого знакомца, под бдительным оком моих соседей слазил в подвал, постучал, погрохотал, потом сокрушенно покачал головой, раздул щеки и выдал приговор: «Наверное, воде что-то мешает циркулировать!». И ушел. А мы стали обсуждать преимущества, энергоэффективность, а главное - экономичность электрообогревателей. Очень в духе времени: модернизация и энергоэффективность по отдельно взятым десяти квартирам из ста налицо! И таких примеров в моей журналистской «копилке» тома! Разве можно представить себе ситуацию, когда такой, в высшей степени «профессиональный», диагноз поставит больному врач? И, рассказав ему о трудностях профессии, откажется его лечить. Или учитель сообщит родителям, что их ребенку «что-то» мешает и поэтому ему лучше вообще не учиться. Или хлебозавод не поставит хлеб на прилавки, потому что вовремя не озаботился подвозом муки. Конечно же, во всяком деле случаются накладки, но это ЧП, форс-мажор. Виновного ждут оргвыводы и наказание за профнепригодность. Но в коммуналке все по-другому. Это «что-то» в коммуналке - как показывают два десятилетия реформы - обстоятельство непреодолимой силы! Коммунальщики и жилищники из года в год жалобно и пространно рассказывают нам о своих трудностях и профессиональных проблемах, а также о героических усилиях, только благодаря которым у нас и есть хоть какие-то вода, свет и тепло. А при очередном росте тарифов, который ожидает нас уже через месяц-другой на память почему-то приходит отец Федор в горах Кавказа с его душераздирающим «Денег дай! Дай денег!». Если же продолжить «художественную» аналогию, то система ЖКХ сегодня – это райкинское ателье по пошиву: «К пуговицам претензии есть? Нет! К рукавам есть? Ну и что, что они у вас разной длины, – это у вас руки неправильные!» Производитель коммунального продукта отвечает только за то, что идет по трубам и проводам до ввода в дом, сетевики – только за сами трубы, а что именно по ним течет, уже не их забота, жилищники в ответе только за то, что находится внутри стен дома. Но между собой эти «мастера» нашего быта, мягко говоря, не дружат. А «костюмчик-то» надеть нельзя! Деньги же за его «пошив» требуется платить ежемесячно.
Власть пытается через насильственное внедрение счетчиков обуздать производителей коммунальных благ хотя бы по платежам, которые они дерут с нас за явно завышенные объемы коммунального продукта. И через это стимулировать к реорганизации, реконструкции и т. д. При этом все затраты возложив на население. Но население волнует, помимо объемов, еще и качество воды и тепла. А счетчики именно этой проблемы не решают. Более того, вдобавок к неподъемному росту тарифов установка приборов учета требует первоначальных вложений от граждан. И только с отсрочкой – экономию. Которая то ли будет, то ли нет. Счетчики – это экономический риск, мало просчитанный и доказанный. Убедительной статистики и опыта нет. Есть эксперименты на новых домах, результаты которых большинство собственников жилья не убеждают. И общедомовые потери, которые очень по-коммунистически, будут делиться на всех. И где гарантия, что после установки общедомовых счетчиков все будет так, как нам сулят, а поставщики услуг не придумают очередной каверзы, поскольку по большому счету эти самые счетчики именно им крайне невыгодны.
О том, что в нашем городе владельцы квартирных счетчиков по горячей воде, необходимости установки которых через два года требует закон поголовно для всех, оказались вообще в прямом убытке и в роли париев у поставщиков этой самой горячей воды, наша газета ведет разговор уже второй год. Проблема так и не решена, потому что к ее решению сегодня не готова сама система городской коммуналки.
Наши люди стали очень вяло ходить на выборы – это общепризнанный факт. На митинги и пикеты выходят, когда уже терпение лопается окончательно. Несогласие, бессилие что-либо изменить все чаще выражается тупым молчанием – обрыдло выпускать пар в свисток. И массовыми неплатежами. Такой вот «наш ответ Чемберлену»!
Запланированный рост тарифов на коммуналку на 2011 год уже известен -15 %. А рост долгов?
МЧС В региональных СМИ, пожар, президент