Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Будет ли смог в Москве летом будущего года?
Нынешним летом, приехав к себе на дачу в поселок Заокский (это начало Тульской области), неожиданно узнала от местных жителей странный слух: дескать, здешняя пожарная команда занимается приписками - завышает число выездов на тушение горящих лесов вокруг города Алексин. И продает "налево" выделенный им для этих целей бензин. Пожарные, мол, оправдывают себя тем, что "надо же на что-то жить". О том, что смог вредит здоровью их самих и их близких, огнеборцы думать не хотели. Кстати, источником абсолютного большинства лесных и тоРФяных пожаров тоже стали сами люди, а точнее, оставленные ими костры, брошенные окурки, искры из неисправных глушителей и т. д.
Но это, так сказать, человеческий фактор. Есть и объективные причины нынешней трагедии. Чрезвычайная засуха и жара лишь создали предпосылки для национального бедствия. Причиной же того, что пожары быстро вышли из-под контроля и распространились на огромную площадь, стала беспризорность наших лесов. Напомним: в 2000 году была ликвидирована Федеральная служба лесного хозяйства, а в 2007 - 2010-м введено новое лесное законодательство. В итоге с 2007 года в наших лесах практически нет государственной лесной охраны (новый Лесной кодекс РФ не предуфсматривает ее существования), общее же количество людей, занятых в лесохозяйственных организациях, за время действия нового кодекса сократилось вчетверо.
- В итоге страна оказалась не готова ни к росту числа пожаров, неизбежному в условиях меняющегося климата, ни к увеличению частоты и продолжительности засушливых пожароопасных периодов, - считает Иван Блоков, директор по программам Гринпис в России.
Выяснилось, что своевременно выявлять и тушить новые пожары просто некому. Уже к началу июля во всей средней полосе Европейской части России все силы сохранившихся работников леса были заняты тушением уже полыхающих пожаров, а новые пожары все продолжали возникать.
- У государства нет каких-либо механизмов контроля над исполнением регионами переданных полномочий по управлению лесами, - говорит Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике Всемирного фонда дикой природы (WWF России).
- В свою очередь у регионов нет механизмов контроля над арендаторами лесов и организациями, выигрывающими тендеры по осуществлению противопожарных мероприятий в лесах. По закону единственным критерием тендера является цена. Техническая оснащенность организаций и их готовность к фактическому осуществлению противопожарных мероприятий во внимание не принимаются - очень пожароопасное законодательство.
Свою роковую роль сыграло и разрушение Авиалесоохраны - некогда единой федеральной системы авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров, позволявшей оперативно перебрасывать технику и квалифицированных специалистов в самые горящие регионы. Если раньше решение о переброске сил могло быть принято за считанные дни, то сейчас на это требуются недели, в результате чего помощь фатально опаздывает.
Стало совершенно ясно: ни МЧС, ни армия, ни лесозаготовительные компании не могут заменить лесных специалистов. Примерно 150 тысяч человек, потерявших работу в Российском лесном хозяйстве за время действия нового Лесного кодекса, - это как раз те люди, чьих сил, опыта и знаний не хватило для того, чтобы удержать ситуацию с лесными пожарами под контролем. Государство, конечно, сэкономило на их содержании, - но ущерб от лесных пожаров в 2010 году в десятки раз превысил эту "экономию".
Вернуть болота...
Отдельного разговора заслуживают пожары на тоРФяниках. Риск возгорания на осушенных еще в советское время болотах, в наше время оставшихся без надлежащего ухода, в жаркую погоду чрезвычайно высок. Наиболее опасны брошенные в начале 1990-х годов участки фрезерной добычи тоРФа - сухие, крайне пожароопасные земли по соседству с поселками бывших тоРФпредприятий, находящихся в сложном социально-экономическом положении.
Нужно провести инвентаризацию таких территорий, вернуть, где это целесообразно, эффективного пользователя. А остальные осушенные болота - обводнить, задерживая талые и дождевые стоки, используя уже имеющийся опыт Российских природоохранных организаций. Это не только решит проблему тоРФяных пожаров, но и существенно повысит экологическую ценность многих районов Европейской России.
Ущерб занижен
По данным Всемирного центра мониторинга пожаров (Global Fire Monitoring Center), авторитетной международной организации, площадь, пройденная пожарами на природных территориях России с начала 2010 года по 13 августа, составила более 15 млн. гектаров (с учетом возможной погрешности - не менее 10 - 12 млн. га). А вот по данным Рослесхоза и МЧС, пожарами за тот же период пройдена... в 10 раз меньшая площадь! Такая статистика заставляет задуматься: насколько руководство страны в курсе происходящего и можно ли доверять информации этих ведомств?
- По очень осторожным официальным подсчетам экономический ущерб от пожаров составляет не менее 25 тыс. долларов на 1 га, - говорит Алексей Зименко, генеральный директор Центра охраны дикой природы. - Таким образом, в масштабах страны отсутствие действенной системы лесоохраны в текущем году обошлось минимум в 375 млрд. долларов. Эти расчеты основаны только на двух показателях: стоимости деловой древесины и стоимости стандартных лесовосстановительных работ (там, где это будет необходимо). В них не учитываются расходы по уходу за лесными культурами в первые 5 - 10 лет после их посадки, а также недревесные потери: гибель и восстановление растений и животных, в том числе занесенных в федеральную и региональные Красные книги и ценных с хозяйственной точки зрения. И самое главное, в этих оценках не учтена стоимость основных экосистемных услуг, которые предоставляли людям сгоревшие природные территории: производство кислорода, чистой воды, защита почв от эрозии, рекреационные и другие услуги.
За один теплый солнечный день гектар леса поглощает из воздуха 220 - 280 кг углекислого газа и выделяет 180 - 220 кг кислорода. Таким образом, реальный ущерб, нанесенный огнем природным территориям и экономике страны, многократно выше озвученного властями. Естественно, что в этих оценках не учтены, да и не могут быть учтены ни погибшие из-за пожаров люди, ни ущерб здоровью Россиян от смога.
- В этом году от огня пострадали многие особоохраняемые природные территории (ООПТ) и ценные ключевые орнитологические территории России (КОТР), - включается в разговор об ущербе Виктор Зубакин, президент Союза охраны птиц России. - По данным МПР России, пожары зарегистрированы в 60 федеральных заповедниках и национальных парках, число пострадавших региональных ООПТ еще предстоит выяснить. Пожары в ООПТ - это гибель наиболее ценных реликтовых лесов, других эталонных экосистем, редких видов растений и животных, мест обитания зверей и птиц.
Главные причины - крайне недостаточное финансирование ООПТ, их необеспеченность штатами. Так, во многих заповедниках в Центральной России на одного инспектора приходится 7 тыс. га и более угодий.
Меньше знаем - креПЧе спим?
По мнению экологов, для властей главной задачей было сделать все, чтобы правдивая информация о ситуации не была доступна населению. С весны 2010 года Рослесхоз, МЧС, соответствующие региональные власти словно бы "не видели" пожаров, даже когда огонь подступал к населенным пунктам (как это было в мае и июне в Ивановской, Иркутской, Владимирской, Рязанской областях). А если и признавали существование пожаров, то значительно занижали масштабы и угрозы.
В начале августа атакам неустановленных "хакеров" подверглись два независимых сайта, которые давали реальную информацию о масштабах трагедии. Чуть позже по настоянию МЧС был закрыт сайт Рослесозащиты - один из немногих правдивых официальных сайтов.
Будет ли снова смог?
Ситуация ухудшается. Абсурдное лесное законодательство продолжает действовать. Профессионалы уходят из лесного хозяйства. И пока, как считают "зеленые", нет никаких признаков того, что законодатели и руководители государства сделают из пожарной катастрофы 2010 года должные выводы.
- Разрушения, причиненные лесному хозяйству реформами последнего десятилетия, слишком велики, - подчеркивает Григорий Куксин, эксперт по противопожарной работе Гринписа России. - Но если начать действовать сейчас, ущерб от будущих катастроф можно существенно снизить, а лет за пять - выстроить достаточно эффективную систему охраны Российских лесов от пожаров.
Лесные пожары, помощи, тушение пожаров