Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
"ЖАРКОЕ" ЛЕТО ВЫЯВИЛО РЯД ВОПРОСОВ, СКАЗЫВАЮЩИХСЯ НА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ЗА ДЕВЯТЬ МЕСЯЦЕВ ЭТОГО ГОДА НА ОБЪЕКТАХ И ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ ОАО "РЖД" ЗАРЕГИСТРИРОВАН 141 ПОЖАР.
В этом году, по словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, на обеспечение пожарной безопасности было выделено более 700 млн руб. инвестиционных средств, что является беспрецедентным в истории компании. Меры, реализуемые в рамках соответствующих программ, позволили пережить горячее лето 2010 года со сравнительно небольшими потерями.
Мало того, в самый сложный период, с 1 июля по 20 августа, когда полыхало чуть ли не полстраны, железнодорожники принимали активное участие в тушении природных пожаров. За это время специализированный подвижной состав выезжал по запросам МЧС 428 раз, что в числе прочего позволило предотвратить распространение огня на территории Федерального ядерного центра в Сарове, Выксунского металлургического комбината, складов боеприпасов Минобороны, атомной электростанции в Воронежской области и других стратегических объектов.
Вместе с тем в ОАО "РЖД" пока остаются нерешенными отдельные вопросы, которые в итоге отражаются на эффективности работы по обеспечению пожарной безопасности. При проверках стационарных объектов инфраструктуры, проведенных инспекторами ведомственного пожарного надзора за девять месяцев текущего года, было выявлено более 290 тыс. нарушений.
Непростая ситуация сложилась в локомотивном хозяйстве. Во время весеннего комиссионного осмотра из-за неудовлетворительного противопожарного состояния было отстранено от эксплуатации 1,5 тыс. машин. При этом, по словам начальника отдела организации пожарного надзора и пожарной автоматики Ведомственной охраны железнодорожного транспорта России Юрия Никифоренка, нередко выданные ранее предписания попросту игнорируются. Так, на Южно-Уральской железной дороге зафиксировано 22 случая выпуска на линию локомотивов с нарушениями требований пожарной безопасности, "освобожденных" от работы. Аналогичные случаи зафиксированы на Юго-Восточной и Дальневосточной магистралях, что стало предметом обсуждения на недавнем заседании Центральной пожарно-технической комиссии (ЦПТК) ОАО "РЖД".
Старший вице-президент компании предложил радикальную меру борьбы с подобными фактами, поручив НИИАС в ближайшее время разработать специальную программу, которая автоматически будет блокировать попытки вывода на линию отстраненных от эксплуатации локомотивов. Для снятия запрета региональным дирекциям по ремонту тягового подвижного состава придется делать запрос в "центр".
"Это жесткая, но необходимая мера, - сказал Валентин Гапанович. - Только за девять месяцев года на сети железных дорог произошло 55 пожаров на локомотивах, что на 62% выше прошлогоднего уровня. Основная причина возгораний - технические неисправности, устранение которых не требует больших финансовых затрат. Достаточно сделать это своевременно и качественно".
Дополнительным стимулом к пересмотру отношения к вопросу обеспечения пожарной безопасности станет расширение полномочий инспекторов ведомственного пожарного надзора. Законодатели предоставили им право составлять административные протоколы за нарушения требований пожарной безопасности.
Одной из самых серьезных проблем в этом году стали пожары в местах хранения деревянных шпал, которые, как правило, оборачиваются крупными потерями для компании. Только на станции Магнитогорск Южно-Уральской железной дороги сгорело более 1,9 тыс. новых шпал. А в пункте хранения материалов верхнего строения пути станции Зуевка Горьковской магистрали огонь уничтожил около 2 тыс. новых шпал, порядка тысячи обгорели.
За каждым таким эпизодом, по сути, стоит безответственное отношение руководителей к своим обязанностям, и здесь "классическими" мерами также не обойтись. Во время заседания ЦПТК было принято решение о закрытии базы ПМС-185 на Забайкальской железной дороге, где в июне огнем уничтожено и повреждено около 4,4 тыс. новых деревянных шпал. В прошлом году на этом же объекте был зафиксирован пожар, обернувшийся миллионными убытками, однако руководство предприятия так и не сделало необходимых выводов. Впрочем, у командиров ПМС есть альтернатива
- устранить абсолютно все замечания в течение месяца, и тогда станция продолжит работу. Но в любом случае ее пример послужит хорошей наукой другим.
"Компания затрачивает значительные средства для обеспечения пожарной безопасности, и за неуважение к законодательству в этой сфере мы будем спрашивать с конкретных руководителей структурных подразделений в полном объеме, - сказал старший вице-президент ОАО "РЖД".
- При этом в первую очередь вопросы станут задаваться командирам высшего и среднего звена дирекций и филиалов, так как те, кто руководит линейными предприятиями, зачастую просто становятся заложниками неправильного планирования "наверху".
Для управления и контроля за обеспечением пожарной безопасности в компании разработана и введена в опытную эксплуатацию "Автоматизированная система управления пожарной безопасностью" (АСУ ПБ), которая будет учитывать все затраты по этой статье расходов, осуществлять адресный контроль за распределением инвестиционных средств и так далее.
До конца следующего года планируется презентовать еще одну разработку - пожарный поезд с улучшенными тактико-техническими характеристиками. К 2026 году специализированный подвижной состав нового поколения появится на всех железных дорогах. Другой разговор, что даже самая современная техника оказывается бессильной, если ей приходится соседствовать с безответственностью.
В этом году руководство ОАО "РЖД" и МЧС дали высокую оценку работе пожарных поездов, которые во время разгула огненной стихии помогли предотвратить тяжелые последствия, избежать гибели людей и сохранить важнейшие инфраструктурные объекты. В то же время в отдельных случаях возникали вопросы к оперативности передвижения специализированного подвижного состава. В целом же, по данным ВО ЖДТ России, среднее время отправления пожарного поезда с момента получения приказа составляло 31 минуту.
По мнению специалистов, события этого лета высветили целый ряд проблемных вопросов, требующих повышенного внимания и серьезных усилий для их решения. По словам начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО "РЖД" Виктора Черкасова, со своей стороны компания готова оказывать структурным подразделениям всю необходимую помощь, в том числе методологическую. Но это не освобождает филиалы и дирекции от выполнения своих прямых функций по обеспечению пожарной безопасности - перекладывать ответственность на центральный аппарат уже не получится.
Кстати сказать, в настоящее время в ОАО "РЖД" обсуждается вопрос повышения статуса добровольных пожарных дружин, в очередной раз доказавших этим летом свою состоятельность. К декабрю текущего года железные дороги должны представить свои предложения по мотивации работников компании, которые состоят в таких организациях. Этот вопрос в числе прочих планируется обсудить на итоговом заседании ЦПТК.
Справка "Гудка"
Только за 9 месяцев этого года пожарные поезда совершили 967 выездов, ликвидировав 1891 очаг возгорания. В общей сложности было спасено 55 человек, а также материальных ценностей и грузов на сумму более 1,9 млрд руб. В самый напряженный период года - с 29 июля по 20 августа - пожарные поезда совершили 709 выездов. Пик вызовов пришелся на 29 июля - в этот день специализированный подвижной состав привлекался к тушению крупных природных очагов 60 раз.
По решению ОАО "РЖД" в состав пожарных поездов в кратчайшие сроки было дополнительно выделено 240 цистерн для воды, что позволило увеличить время их работы без дозаправки. За три "горячие" недели в борьбе со стихией было израсходовано 592,7 тыс. тонн огнетушащих веществ. Суммарная площадь пожаров, в ликвидации которых принимал участие специализированный подвижной состав, превысила 3,1 тыс. га.
Пожарная безопасность, президент, пожар