Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности
Пожарная служба Online support

Террористические акты
МЧС в региональных СМИ
Пожарные учреждения
Работа спасателей
МЧС в Москве и области
Руководство МЧС
Пожары и наводнения
Лесные пожары
Пожарная безопасность

Дым отечества нам горек


ЗАДЕРЖКИ С АУКЦИОНАМИ ОБЕРНУЛИСЬ ДЛЯ КАЗНЫ ПОТЕРЯМИ В 15 МЛРД РУБЛЕЙ

Текст: Никита Киселев

ТРОПИКИ НАВСЕГДА

Потери от лесных пожаров ужасают: суммарный ущерб Российской экономики оценивают в $1 5 млрд. Погибли десятки человек, выгорели тысячи и тысячи гектаров леса и пашни, уничтожены сотни домов, десятки деревень. Ряд регионов был переведен на режим чрезвычайной ситуации. Эксперты утвеРЖДают, что подобного лета не было за все 140 лет метеорологических наблюдений в России, а глава Росгидромета Александр Фролов, ссылаясь на результаты исследований, сетует: такой жары и засухи не было за всю тысячелетнюю историю России.

Небывалая летняя жара, многократно побив рекорды и по температуре, и по длительности, выявила целый ряд прорех в системе обеспечения противопожарной безопасности лесов. Проанализировать их жизненно важно: зной может оказаться не аномалией, а долговременной тенденцией, связанной с глобальным потеплением. Готовность предупреждать и тушить пожары, в том числе такие страшные, как лесные, должна находиться на небывало высоком уровне.

Однако трудности, с которыми пришлось столкнуться при тушении полыхающих лесов, показали: подготовка оказалась куда ниже, чем в предшествующие годы. Слабым звеном, в частности, стали государственные закупки услуг по тушению пожаров. Зачастую торги проводились позже намеченных сроков, уже после начала пожароопасного сезона, а победителями то и дело оказывались претенденты, которые не располагали необходимыми ресурсами - специалистами и техникой.

На селекторном совещании о мерах по снижению количества природных пожаров Владимир Путин ужаснулся справке о победителях аукционов. В Пермском крае выиграла база авиационной охраны лесов, которая располагала всего 69 работниками и 2 самолетами. Максимум, что можно ожидать от такого подрядчика - воздушной разведки и информации о ситуации, но уж никак не успешного тушения.

В той же справке содержалась информация о более удачных торгах. Для сравнения, в Республике Башкортостан победившая организация действительно располагала солидными мощностями: 1080 сотрудниками, 32 пожарными машинами, 46 тракторами и 52 единицами других технических средств. Премьер-министр обратил внимание руководителей регионов на необходимость тщательно отбирать организации, которым доверяется решение подобных ответственных и непростых задач.

Владимир Путин пообещал: в Правительстве России будут думать о совершенствовании системы отбора исполнителей таких услуг. Был отмечен еще один важный аспект: при разработке лесных планов на подготовку раздела охраны лесов от пожаров будут закладываться усовершенствованные требования, особенно при пересмотре условий аукционов и договоров аренды.

Регионы оказались недостаточно готовы к повышенной угрозе лесных пожаров по целому ряду причин. Начавшиеся еще во второй половине 80-х реформы, упраздняя планово-распределительные принципы советской экономики, часто не создавали равных по эффективности новых рыночных механизмов.

УПРАВЛЯЕМЫЙ УПАДОК

По воспоминаниям специалистов, борьба с пожарами была одной из главных задач государственной лесной охраны вплоть до резкого сокращения в 90-е годы бюджетного финансирования. Существовала многоплановая и разветвленная система мероприятий противопожарной безопасности лесов, подготовки к тушению лесных пожаров.

Обустройство лесов предполагало прокладку просек и противопожарных дорог, строительство посадочных площадок для вертолетов, содержание пожарной техники, создание запасов ГСМ. На выработанных тоРФяниках, переведенных в земли лесного фонда, была создана противопожарная инфраструктура. Выращивался лес, прокладывались каналы, быстро заполняемые в случае тревоги водой, рылись пожарные водоемы. Действовали вышки и наблюдательные пункты, выявлявшие пожары на ранних стадиях.

Прежде в России существовала Гослесохрана со штатом в 75 000 лесников. Каждый из них регулярно обходил свои участки леса, выявлял и тушил оставленные костры, предотвращал пожары, проводил профилактическую работу. Постоянная охрана лесов велась сотрудниками, обученными тушению лесных пожаров, оснащенных специальным пожарным оборудованием и экипировкой.

За два десятка лет многие противопожарные сооружения пришли в негодность, были разрушены "за ненадобностью", техника морально и физически устарела на 90%. Резко сократилось количество специалистов по профилактике и тушению лесных пожаров. Захирела былая система переброски из региона в регион авиационной техники и квалифицированных специалистов по тушению крупных лесных пожаров. Авиалесоохрану разбили на региональные структуры, возможности мобильного управления которыми низки. Большинство местных подразделений пришло в упадок, в частности, из-за недостатка финансирования.

Кроме "исторических", главными современными причинами плохой подготовки регионов к тушению лесных пожаров называют непродуманные, часто критикуемые нормы федерального законодательства. В первую очередь Лесного кодекса России и пресловутого ФЗ-94.

Многие усматривают связь упущений в защите лесов от пожаров с новым Лесным кодексом, вступившим в силу 1 января 2007 года. Ныне действующая схема, против которой выступали специалисты, разрабатывалась под предлогом оптимизации менеджмента и противодействия коррупции. Управление лесными хозяйствами поручено государственным структурам - органам власти субъектов Федерации, а лесопользование отдается на откуп предпринимателям.

НА ЧЕМ ПОГОРЕЛИ ЧИНОВНИКИ

Согласно ФЗ-69 "О пожарной безопасности" в последней редакции 2004 года генеральная ответственность за пожарную безопасность лесных угодий лежит на федеральных властях как их собственнике. С 2005 года деньги региональным властям выделяются из федерального бюджета в виде субвенций, размер для каждого региона определяется приложением к закону о федеральном бюджете на соответствующий год.

Региональные лесхозы отвечают за противопожарную работу только на участках, не переданных в аренду. На арендуемых участках эту работу должны вести сами арендаторы, которым на 49 лет передано 119 млн га лесов на основании самостоятельно разрабатываемого проекта их освоения.

Подрядчиков, проводящих противопожарные работы и тушение пожаров в лесах, следует выбирать в регионах на конкурсной основе, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего государственные закупки. Работы по противопожарному обустройству следует проводить на основании утвеРЖДенных Минсельхозом и Рослесхозом лесохозяйственных регламентов, дающих лесничествам право на использование, охрану и воспроизводство лесов.

Как работает, или, вернее, далеко не всегда работает новый порядок, стало ясно прошедшим летом. Во многих регионах и на федеральном уровне был поставлен вопрос об ответственности за уничтожение огнем лесных богатств. Ярким примером разбирательства стала Волгоградская область, где прокуратура провела расследование по факту 72 лесных пожаров, уничтоживших более 860 га. Проверялась деятельность организаций, выигравших аукционы на тушение лесных пожаров и их кураторов - чиновников региональной администрации.

Сотрудниками отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Волгоградской областной прокуратуры было установлено: виноваты и арендаторы, и чиновники - каждый по-своему.

Не на высоте оказались победители торгов, с которыми заключили государственные контракты на защиту лесов, в том числе от лесных пожаров. В свою очередь управление лесного хозяйства администрации Волгоградской области не обеспечило нужного контроля выполнения условий контрактов. Местный губернатор получил представление прокуратуры, которое предписывало устранить нарушения Федерального закона об охране лесов от пожаров и привлечь к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

ПЕРЕВОД СТРЕЛОК

Не отрицая выявленных фактов, в управлении лесного хозяйства Волгоградской региональной администрации категорически не согласились с выводами. Действительно, некоторые фирмы, выиграв контракт на тушение лесных пожаров, не смогли справиться с обязательствами, особенно в Быковском и Камышинском районах. Но виноваты, однако, не государственный заказчик и даже не организаторы торгов, а несовершенства действующего законодательства и нерасторопность вышестоящих ведомств.

Чиновники оправдывались: действительно, Министерство природных ресурсов утвердило порядок разработки лесохозяйственных регламентов еще в апреле 2007 года. Эти нормативные акты согласно новому Лесному кодексу являются законодательной основой использования и охраны лесов в границах лесничества или лесопарка, в том числе противопожарного обустройства лесов. Вступить в действия регламенты должны были с 1 января 2009 года, чего не произошло из-за проволочек Рослесхоза.

Исполняющий обязанности руководителя Управления лесного хозяйства администрации Волгоградской области Александр Караваев пенял и на нормы ФЗ-94, которые негативно дополняют несуразности Лесного кодекса. Дескать, поскольку тушение пожаров не подлежит лицензированию, государственный заказчик не вправе требовать у участников конкурса на заключение соответствующего государственного контракта наличия техники для пожаротушения и штата специалистов. Оттого-то и побеждают участники торгов, которые преуспевают в аукционном демпинге, соглашаются на меньшее вознаграждение, а потом оказывается: ни людей, ни техники в нужном количестве у них нет. Заставить их тушить леса просто невозможно - остается только по суду расторгать государственные контракты.

Однако подобные оправдания больше напоминают детский лепет - своя доля ответственности лежит на всех уровнях государственной власти, в том числе на местных чиновниках. Отчего ни сотрудники региональных администраций, ни депутаты своевременно не били тревогу, а отмалчивались, видя недостатки и Лесного кодекса, и ФЗ-94? Что мешало государственному заказчику, готовя торги на защиту лесов от огня, поручить техническому организатору надлежащим образом подготовить аукционную документацию?

ПРИМЕРНАЯ ЗАБОТА

Несть числа случаям, когда организаторы торгов проявляют чудеса бюрократической виртуозности, манипулируют процедурами, чтобы отсечь "ненужного участника" и обеспечить победу "своему". Что мешало прописать необходимость претенденту на заключение государственного контракта иметь нужный перечень противопожарной техники и штат специалистов? Неужели нельзя было проявить больше ответственности, отбирая дееспособных борцов со страшными лесными пожарами?

К счастью, безответственность на местах проявили не везде. При желании можно изыскать возможности выбрать квалифицированных исполнителей, располагающих нужными ресурсами. Положительный пример являет Забайкальский край, руководство которого хорошо понимает: лес должны тушить профессионалы. Им нужны гарантии эффективности аукционного отбора, что в следующем году аукцион не выиграет неизвестно кто. В аукционах, подготовка которых ведется под личным контролем губернатора Равиля Гениатулина, последние два года успешно участвует Забайкальская противопожарная служба.

Увы, подобный ответственный подход проявляли далеко не везде. В ряде регионов подобные конкурсы проводились не только формально, но и с запозданием, которое оказалось роковым. После того как федеральные ведомства затянули утвеРЖДение лесохозяйственных регламентов, кое-где в регионах вместо того, чтобы попытаться хоть как-то выровнять ситуацию, окончательно расслабились. Так, руководство Ярославской, Тверской и Орловской областей критиковали за несвоевременное проведение аукционов на профилактику и тушение лесных пожаров еще в прошлом году.

КТО НЕ УСПЕЛ, ТОТ ОПОЗДАЛ

В судебные органы были направлены и материалы о несвоевременном выполнении Управлением лесного хозяйства по Москве и Московской области предписаний Россельхознадзора. Проверка выявила: до наступления пожароопасного периода ни одно из 270 лесничеств Подмосковья должным образом не подготовилось к аномальной жаре и возможному возгоранию лесов. В частности, в Подольском, Звенигородском, Бородинском лесничествах и филиале-лесничестве "Русский лес" не очистили уже минерализованные полосы, полностью не укомплектовали пожарно-химические станции противопожарным инвентарем, не разработали график патрулирования лесного фонда.

Аукционы на тушение лесных пожаров в Московской области заблаговременно не провели, хотя мелкие очаги возгорания в лесах начали регистрироваться еще в марте. Торги проводили уже после 1 апреля, в разгар пожароопасного сезона, а противопожарное обустройство лесов состоялось только в мае.

В итоге этим летом в Подмосковье было зарегистрировано свыше 30 очагов природных пожаров - в 2,5 раза больше, чем в прошлом году. Охваченой огнем оказалась в 12 раз большая территория. Столица задыхалась в удушливой тоРФяной гари, а ПДК вредных веществ в воздухе была превышена в разы. Потребовалась дополнительная помощь сил МЧС из Москвы и соседних областей - Калужской, Смоленской и Тульской.

В ОТПУСК - НАВЕЧНО

Вместе с тем будем справедливы и к руководству Мослесхоза: при проведении иных аукционов оно проявляло должную организованность, мастерски применяя конкурсные процедуры.

Взять хотя бы продажу элитных лесных участков в районе более чем престижной Рублевки. В декабре 2007 - марте 2008 годов Мослесхоз по инициативе Рослесхоза выставил на аукционы права аренды 69 участков площадью 991 га, большей частью в Москворецком лесничестве, на западе от Москвы, в том числе в районе Рублевского шоссе. Подать заявки, принимавшиеся только несколько часов, могли лишь заранее оповещенные претенденты, в основном, vip-персоны. Стартовая цена аренды составляла от 600 до 1000 рублей за сотку, а итоговая отличалась незначительно (при рыночной стоимости в $5000-10000).

Результаты скандальных торгов после протеста ФАС были отменены. После служебного расследования экс-руководителю Рослесхоза Валерию Рощупкину объявили выговор, а глава Мослесхоза Сергей Сопин был отправлен в отставку. Многолетние административные и судебные разбирательства этого "дела" на самом высшем уровне не прекращаются и поныне.

Коллеги из подведомственного Рослесхозу ФГУ "Центральная база авиационной охраны лесов "Авиалесоохрана" столь же оригинально трактовали принцип результативности и эффективности использования государственных денег - один из основополагающих принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно новому кодексу предприятие фактически отвечает за тушение лесных пожаров только в Московской области, поскольку полномочия в остальных регионах переданы местным органам власти.

Летом 2009 года "Авиалесоохрана" намеревалась закупить на открытом аукционе джип представительского класса LS 600h Luxury стоимостью 5,8 млн рублей. На его базе предполагалось создать "передвижной мобильный лесопожарный командный пункт", оснастив его дополнительным компьютерным оборудованием, системой глобального позиционирования и беспилотными летательными аппаратами.

Символично, что начальник управления лесного хозяйства по Московской области и Москве Сергея Гордейченко в самый разгар борьбы с пожарами счел возможным отправиться в отпуск, откуда уже не вернулся: министр сельского хозяйства Елена Скрынник отправила "главного подмосковного лесничего" в отставку после критики со стороны Президента.

ПРЕДЧУВСТВИЕ ГОСЗАКУПОК

Анализ "горячего лета" выявил еще ряд "узких" мест размещения государственного заказа на профилактику и борьбу с лесными пожарами. Центральный вопрос - нехватка казенных сумм, выделяемых на эту деятельность. Общий размер федеральных субвенций регионам в этом году составил 1 5 млрд рублей, из которых собственно на тушение предусмотрено 2,2 млрд. Эксперты считают, что таких средств при нынешнем масштабе этого стихийного бедствия должно хватать лишь на пару дней. Средняя годовая потребность финансирования оперативного тушения очагов лесных пожаров оценивается в 30-50 млрд.

Но есть и другие досадные моменты, связанные с механизмами расходования уже выделенных государственных денег. Аудиторы Счетной палаты предъявляли претензии к сотрудникам МЧС РФ по поводу "нецелевого использования" бюджетных средств. Формально тушить лесные пожары должны победители аукционов, а МЧС подключаться только при опасности для зданий, имущества и жизни людей. В ряде случаев ФАС приходилось давать разъяснения о допустимости оплаты по смете работы по охране лесов от пожаров специализированных государственных учреждений.

Будем надеяться, что после победы над огнем будут сделаны необходимые выводы и приняты соответствующие меры - и на федеральном уровне, и в регионах. В сильно пострадавшей от пожаров Иркутской области решили взять на заметку не справившиеся лесхозы и создать реестр недобросовестных лесопользователей. В полную силу будет работать государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций, мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций, в которую входит более 700 000 организаций.

Ожидаются и закупки современной техники для тушения пожаров: в дополнение к 4 имеющимся приобретут 8 самолетов-амфибий "Бе-200ЧС", а также противопожарные версии самолетов "Ил-76", вертолеты "Ми-26", "Ми-171" и "Ка-32", оснащенные медицинскими модулями и устройствами пожаротушения. Предполагаемое финансирование около 8 млрд рублей. Состоятся закупки и другой специальной техники - робототехнических комплексов, медицинских автомобилей и судов для эвакуации пострадавших от огня.

Придется также оборудовать насосные станции, позволяющие тушить ландшафтные пожары. Немалых бюджетных затрат потребуют создание запаса ГСМ, оснащение пожарно-химических станций, вышек и мачт, подготовка противопожарной техники и оборудования. Потребуются расходы на обучение и тренировку по тактике и технике тушения лесных пожаров сотрудников государственной лесной охраны, а также на создание парашютно-десантной службы.

Появилась надежда: в ближайшее время комплекс мер совершенствования государственной политики в сфере пожарной безопасности лесных хозяйств будет разработан и принят к исполнению. Под намеченные мероприятия выделят финансирование, а размещаться государственные заказы товаров и услуг по защите лесов будут с тщательным соблюдением буквы и духа предписываемых конкурсных процедур.

Трудности, с которыми пришлось столкнуться при тушении полыхающих лесов, показали: подготовка всех служб куда ниже, чем в предшествующие годы.

Слабым звеном стали и государственные закупки услуг по тушению пожаров. Зачастую торги проводились уже после начала пожароопасного сезона, а их победители зачастую не располагали ни специалистами, ни техникой

Поскольку тушение пожаров не подлежит лицензированию, согласно ФЗ-94, государственный заказчик не вправе требовать у участников конкурса наличия техники для пожаротушения и штата специалистов.

Оттого и побеждают те, кто преуспел лишь в демпинге. Заставить их тушить леса просто невозможно - остается только по суду расторгать контракты

Будем справедливы и к руководству Мослесхоза: при проведении иных аукционов оно проявляло должную организованность, мастерски применяя конкурсные процедуры. Взять хотя бы продажу элитных лесных участков в районе более чем престижной Рублевки

Будем надеяться, что после победы над огнем будут сделаны необходимые выводы и приняты соответствующие меры - и на федеральном уровне, и в регионах. Ожидаются и закупки современной техники для тушения пожаров - пожарной авиации, робототехнических комплексов, медицинских автомобилей и судов для эвакуации пострадавших от огня

Лесные пожары, области, лесные пожары


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25