Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Все попытки правительства унять рост цен на бензин провалились. Топливо продолжает дорожать.
Вопрос, который давно занимает умы многих Россиян: почему в богатой нефтью стране бензин постоянно растет в цене? То, что с ценами на топливо в России не все в порядке, признает и Федеральная антимонопольная служба. Чиновники ФАС постоянно атакуют нефтяников, заводят дела против больших компаний и маленьких АЗС, настаивают на расширении биржевой торговли нефтепродуктами и разработке единой формулы цены. Ничего не помогает! А недавно стало известно, что ФАС добивается законодательного запрета на совмещение оптовой и розничной торговли нефтепродуктами в рамках одного юридического лица. Почему и эта мера бесполезна, в интервью "Профилю" объяснил глава Российского топливного союза Евгений АРКУША.
- Евгений Александрович, поможет ли разделение опта и розницы в рамках вертикально интегрированных нефтяных компаний сдержать рост цен на моторное топливо?
- К сожалению, в условиях коллективного доминирования нескольких вертикально интегрированных нефтяных компаний в сфере добычи и переработки нефти, а также в оптовой торговле нефтепродуктами (это формулировка ФАС) ценообразование на нефть и нефтепродукты остается абсолютно непрозрачным, оно спрятано глубоко внутри нефтяных компаний. Реализация запрета, о котором вы говорите, даст возможность контролировать ценообразование на одном этапе. В том числе обеспечить отпуск нефтепродуктов в опте по одним ценам своим и чужим розничным сетям, что и является одной из задач, решаемых ФАС. Однако вряд ли такой запрет приведет к снижению цен на нефтепродукты, поскольку истинные причины высоких цен останутся прежними. Просто нефтяные компании перенесут центр прибыли оптового звена на предшествующие этапы добычи и переработки. Вот если разделить нефтяную компанию, передав добычу в одни руки, переработку в другие, опт в третьи, а розницу в четвертые, тем самым создав конкуренцию на рынке, тогда можно было бы говорить о справедливых и прозрачных ценах. Тогда стало бы видно, по какой цене нефть добывается (ведь никто не знает сейчас, какова цена добычи), по какой цене идет поставка на завод и т. д.
- Но ведь во всем мире работают вертикально интегрированные компании. Почему у них нет таких проблем?
- Там нет монополизма. В той же Америке работают тысячи компаний и сотни заводов. А у нас пять ВИНКов - и все.
- А что случилось с формулой цены, которую хотели установить для всех? После долгих и бескомпромиссных споров наступила тишина. Почему все дружно замолчали?
- Замолчали - и правильно сделали. Потому что невозможно в одной формуле учесть многообразие факторов, влияющих на цену для различных НПЗ. К тому же любая формула - это регулирование, несмотря на то, что ФАС это отрицает. Но по сути, если устанавливается та или иная формула, это говорит о том, что цена должна быть такая-то. И не стоит забывать, что нефтяные компании работают по достаточно ясным критериям - их цены привязаны к мировым. Другой вопрос - почему? Ведь себестоимость добычи не меняется, налоговая составляющая тоже неизменна. В то же время, к примеру, в 2008 году изменения в цене сырой нефти были колоссальные - от 2300 рублей до 13 000 рублей за тонну, что, в свою очередь, приводило к большим колебаниям цен на нефтепродукты. Так почему внутренние цены должны быть привязаны к мировым?
- Потому что в противном случае нефтяникам будет выгодно только экспортировать свою продукцию.
- Совершенно верно. В основе лежит намерение обеспечить равнодоходность поставок на внутренний и внешний рынки. Этот принцип и был заложен в формулу. Получается, что ничего нового она не даст, а только усложнит работу. Поэтому я даже рад, что вопрос формульного ценообразования снят с повестки дня. Сначала ФАС стоит заняться оптовыми ценами, а потом - розничными. В региональных отделениях антимонопольных органов порой происходят странные вещи, когда они начинают заниматься розничными ценами, заводят против розничных трейдеров дела в тот момент, когда оптовики одновременно повышают цены. Недавно один из наших коллег получил предостережение из Бутырской межрайонной прокуратуры о недопустимости согласованных действий, хотя у компании всего одна АЗС! Проверяющие отреагировали на то, что стоимость дизельного топлива на ней выросла на... 50 копеек. И то потому, что цены там были ниже, чем у конкурентов. Зачастую антимонопольщики "ищут рубль" не там, где потеряли, а там, где светло. А светло на ценовых табло. Как меняются оптовые цены, ФАС не видит, ее специалистов не пускают на кухню нефтяных компаний, где формируются эти цены.
- Но ведь все видят, как меняются закупочные цены для независимых продавцов.
- А на них в ФАС никто смотреть не хочет. Если в центральном аппарате прекрасно понимают, почему цены на АЗС меняются, то в территориальных отделениях - нет. Более того, в следующем году ситуация с ценами на моторное топливо еще более усугубится.
- Вы имеете в виду увеличение акциза?
- Конечно. У нас и так налоговая нагрузка в одном литре бензина составляет порядка 60%, в то время как в США - всего 20%. Насколько увеличится стоимость бензина в рознице, я не берусь прогнозировать, но четко себе представляю, что 1 января 2011 года налоговая нагрузка будет на 2 тыс. рублей выше, чем 31 декабря 2010-го. Во-первых, вводится совершенно новая система взимания акцизов. Если сейчас они взимаются в зависимости от октанового числа, то в новом году их будут взимать в зависимости от экологического класса топлива - чем выше класс, тем ниже акциз. При этом еще год назад было принято решение, что в 2010-2012 годах будет ежегодная индексация акцизов на 10%. Сейчас акциз на бензин с октановым числом 92 и выше составляет примерно 3900 рублей за тонну. Со следующего года для бензина второго класса акциз будет около 4600 рублей, а для третьего класса, который вводится с 1 января, - около 4300 рублей за тонну. То есть акциз будет увеличен на 400 рублей. И плюс еще увеличится на рубль за литр - это около 1300 рублей за тонну. Итого рост составит 1700 рублей. Плюс к тому НДС. У нас замечательная налоговая система - акциз не считается налогом, поэтому на него накручивается НДС. Так вот 1700 рублей плюс НДС - это примерно две тысячи рублей, о которых я говорил.
- Значит, розничные цены не могут не вырасти.
- Розничные цены вырастут, если поднимутся оптовые. Но не факт, что оптовые цены сразу же вырастут на величину увеличения налоговой нагрузки. С начала осени все ждали снижения оптовых цен - спрос упал, сельхозработы завершены. Но этого не произошло. Вероятно, нефтяники специально не снижают сейчас цены, чтобы потом не было резкого скачка и это не стало шоком для автомобилистов.
- Что же будет с ценами, если ко всему прочему Минтранс начнет взимать ежемесячную плату за услуги по присоединению объектов дорожного сервиса к дорогам?
- Мы провели анализ, и получилось, что эксплуатационные расходы владельцев АЗС уже сейчас растут существенно более высокими темпами, чем цены на бензин. Я имею в виду тарифы на электричество, ЖКХ, аренду земли, вывоз мусора, охрану и прочее. Так вот у нас появляется еще одна проблема. Минтранс подготовил проект приказа о взимании платы с владельца объекта придорожного сервиса за услуги, предоставляемые владельцем дороги по присоединению этого объекта к дороге. Сейчас присоединение к дороге оплачивается единовременно, Минтранс же решил взимать плату ежемесячно и в зависимости от того, сколько ты зарабатываешь на своем объекте. Каждому объекту собираются вменять доход, рассчитываемый в зависимости от вида предоставляемых услуг, загруженности дороги автомобильным транспортом и некоторых других параметров. И с вмененного дохода определенный процент ежемесячно должен выплачиваться владельцу дороги. Такая вот формула: мы даем тебе право зарабатывать - делись. Честно говоря, когда мы посчитали, то пришли в ужас. Это миллионы рублей. И все же я надеюсь, что эта проблема будет решена. Сейчас идет дискуссия между бизнесом и Минтрансом. И у меня складывается впечатление, что позиция регуляторов меняется. Но это еще не все проблемы.
- Что еще ждет бизнес АЗС?
- В 2007 году у нас была большая эпопея с МЧС и Ростехнадзором по поводу лицензирования деятельности АЗС как эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов. Нам тогда удалось доказать (и правительство нас поддержало), что АЗС, торгующие бензином и дизельным топливом, являются опасными, но не производственными объектами. Поэтому все сложные процедуры контроля промышленной безопасности к АЗС не относятся. Но в этом году, в связи с принятием закона об обязательном страховании опасных объектов, были внесены изменения в ряд других нормативных актов, в том числе и в закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Этими изменениями Ростехнадзор снова ввел АЗС в число опасных производственных объектов со всеми вытекающими из этого последствиями - с полным контролем Ростехнадзора по тем вопросам, которые уже контролирует МЧС.
- Получается двойной контроль?
- Конечно, возникает двойной контроль, поскольку безопасность АЗС с точки зрения возникновения пожара или взрыва полностью обеспечивается выполнением требований нормативных документов МЧС РФ и контролируется государственным пожарным надзором. Возникают излишние требования, преодоление которых требует больших временных и финансовых затрат, что в конечном итоге сказывается на потребительских ценах. Эта проблема волнует не только такие общественные организации, как "Опора России" и Российский топливный союз, которые обратились в правительство РФ с просьбой повторно рассмотреть этот вопрос, но и крупные нефтяные компании - они нас полностью поддержали.
- Многие эксперты рассчитывали, что сдержать рост цен поможет биржевая торговля. Сегодня на биржах продается уже 15% от внутреннего потребления нефтепродуктов.
- От роста цен биржевая торговля вряд ли спасет. Цены на бирже сегодня зачастую даже выше, чем на внебиржевом рынке. Да, появится ценовой индикатор, он необходим ФАС как критерий для возбуждения административных дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства. Но народу легче не станет. Если будут тысячи игроков на бирже, тогда, возможно, что-то и изменится. А в условиях отсутствия конкуренции в добыче, переработке и сбыте, при высокой налоговой нагрузке и низкой эффективности переработки цены будут такими же, как и в странах - импортерах нефти.
- Ожидалось, что после того, как Высший арбитражный суд признал правомерным решение ФАС оштрафовать ТНК-BP за нарушение антимонопольного законодательства на 1,1 млрд рублей, последуют решения в отношении и остальных ВИНКов. А там ведь общая сумма штрафов составляла свыше 20 млрд рублей за 2008-2009 годы. Почему этого не случилось?
- Видимо, просто-напросто сумели договориться. Полагаю, что поначалу большую роль сыграл административный ресурс - жесткое решение было вынесено после встречи руководителя ФАС с председателем правительства. Но, как вы правильно отмечаете, никто больше не платит. Позиция ФАС изменилась по этому поводу. Более того, в открытых источниках появилась информация, что в федеральный бюджет на следующий год заложено поступление денежных средств от этих штрафов около 7 млрд рублей, а не те 20 с лишним, о которых шла речь.
От роста цен биржевая торговля вряд ли спасет. В условиях отсутствия конкуренции в добыче, переработке и сбыте, при высокой налоговой нагрузке и низкой эффективности переработки цены будут такими же, как и в странах - импортерах нефти.
В условиях доминирования нескольких вертикально интегрированных нефтяных компаний в сфере добычи и переработки нефти, а также в оптовой торговле нефтепродуктами ценообразование на нефть и нефтепродукты остается абсолютно непрозрачным.
2 тыс. рублей составит рост налоговой нагрузки на 1 тонну бензина с 1 января 2011 года.
ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ
Правительство намерено повысить экспортные пошлины на нефтепродукты. Как сообщил замминистра финансов Сергей Шаталов, ставка может быть увеличена с нынешних 55% от пошлины на сырую нефть до 85-90%.
Замминистра объяснил это необходимостью компенсировать выпадающие доходы бюджета: в связи с формированием Единого экономического пространства Белоруссия будет получать нефть беспошлинно. Возместить потери решено за счет повышения пошлин на нефтепродукты для белорусских предприятий. Но при этом, признал Сергей Шаталов, придется повышать ставку и для Российских компаний.
Пожарная безопасность, территории, работа