Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Праздник творчества инвалидов выходит на новый уровень
На Поклонной горе прошел финал IV Московского фестиваля прикладного искусства для людей с ограниченными возможностями «Я такой же, как ты».
Ливень, обрушившийся на центр города в то утро, настроил организаторов фестиваля на минорную ноту.
- Надо же, - переживала Ирина Сухотина, главный организатор технического и хозяйственного обеспечения всех четырех фестивалей «Я такой же, как ты», - в этом году более чем вдвое увеличилась заявка на участие от префектур. Раньше из каждого округа Москвы стабильно приезжал один автобус - 30-40 человек. А в этот раз все как один попросили рассчитывать на 100. То есть около 1000 людей с ограниченными возможностями. Плюс непосредственно участники, приглашенные гости, артисты, да и просто Москвичи, которые приходят сюда в выходной день погулять, посмотреть, послушать концерт... Мы продукты дополнительно закупили для полевой кухни. А сейчас из-за ливня дай бог, чтобы половина пришла.
- А мне кого кормить? - продолжил тему повар Николай, приехавший утром с полевой кухней, которую предоставило организаторам Управление МЧС по Западному округу столицы. - Такой плов заделали - любо-дорого. Больше чем на тысячу человек. Что с ним делать, если людей не будет?
Не менее озабоченные лица были и у тех, кто под поставленными еще с вечера палатками-шатрами начал разворачивать выставку-продажу изделий народных промыслов, сделанных руками тех, чьи физические возможности сегодня по разным причинам ограничены.
Однако все опасения оказались напрасными. К тому времени, когда из округов начали приходить первые автобусы с гостями и участниками, небеса смилостивились, дождь прекратился, а к часу дня, когда начался праздничный концерт, небо и вовсе очистилось, выглянуло солнце, что, естественно, еще добавило положительных эмоций. Да и, как оказалось, виновники торжества погодозависимостью не страдают. «Мы бы в любом случае приехали, - говорили они, - праздник-то для нас».
Идея проведения фестиваля прикладного творчества инвалидов родилась у депутата Мосгордумы Евгения Герасимова несколько лет назад. В середине 1980-х годов во время киносъемок он получил тяжелую травму и несколько месяцев был сначала прикован к постели, а потом ограничен в передвижениях стенами квартиры. Тогда он в полной мере ощутил, что чувствует и переживает человек, оторванный от друзей, работы, элементарного ежедневного общения. И Интернета тогда не было.
- Этот жизненный опыт помог мне лучше понять тех, кто находится в таком же положении, - рассказывает Евгений Владимирович, - я понял, что прежде всего необходимо человеку с ограниченными возможностями. Во-первых, общение, поддержка, во-вторых, дело - надо чем-то занять голову и руки, в-третьих, «внешняя» востребованность, понимание того, что ты не оторван от мира, что ты, твой труд, твое творчество, твои мысли кому-то нужны. А еще лучше, чтобы кто-то был готов заплатить за них деньги... Если все это есть, ты начинаешь ощущать себя таким же, как самые обычные здоровые люди. Я такой же, как ты.
Поэтому, когда власти в Москве взяли курс на создание комфортной среды для людей с ограниченными возможностями, Евгений Герасимов предложил идею организации такого фестиваля. В тот момент он уже хорошо понимал, на каких принципах должен строиться такой фестиваль.
Прежде всего он не должен был стать разовой акцией, а превратиться в непрерывный процесс общения, творчества, реализации своего труда, участия в конкурсной программе и т. д. Во-вторых, было очень важно не просто собрать тех, кто хочет заниматься творчеством, и научить их что-то делать. Надо было привлечь творческое сообщество к этому явлению: художников, артистов - тех, кто способен его понять и оценить. Это в полной мере удалось. Друзьями фестиваля за эти четыре года стали Зураб Церетели, Никас Сафронов, Владимир Девятов, Диана Гурцкая и многие другие.
Наконец, ставилась цель с первого фестиваля привлечь внимание предпринимателей - и как потенциальных покупателей, и как организаторов бизнеса с участием людей с ограниченными возможностями. Сегодня, осматривая ярмарку, мы убедились в том, что и это удалось. Мы хотели приобрести иконы, кстати, очень хорошего качества. А нам ответили: это выставочные экземпляры, они не продаются, заказывайте - и мы вам изготовим нужное количество нужного размера. Следовательно, это уже производство, фирма, артель. Так что по сравнению с первыми фестивалями прогресс налицо. Да и цены показывают, что мастера научились ценить свой труд: за гроши - лишь бы взяли - они свои изделия не отдадут. Евгений Владимирович рассказал, что теперь пришло время ставить себе следующую задачу: открыть небольшую, но постоянно действующую галерею, где изделия мастеров-инвалидов выставлялись и продавались бы постоянно. Еще хотелось бы, чтобы на международных выставках за рубежом, где представлена Москва, был и отдельный стенд, посвященный творчеству Москвичей с ограниченными возможностями. Одним словом, есть над чем работать.
По сложившейся уже традиции в рамках фестиваля работы оцениваются в шести основных номинациях. Награды за первые три места вручаются на Поклонной горе, на глазах у родственников, друзей и коллег. В нынешнем году первыми лауреатами стали: Любовь Буслакова (ЦАО, номинация «За лучшую живописную работу»), Елена и Борис Феоктистовы (ЦАО, специальная номинация «Делаем вместе»), Ирина Мельникова (ЗАО, «За лучшее декоративное изделие»), Вероника Вагина (СВАО, «За лучшее изображение видов Москвы»), Надежда Мокрова (ЮВАО, «За сохранение промысла и возрождение мастерства»), Екатерина Мягкова (ВАО, «За лучшую новаторскую идею»).
Получать приз в последней номинации вышла скромная пожилая женщина, вид которой никак с понятием «новаторская идея» не ассоциировался. Я подошел после награждения к лауреату и поинтересовался, что же нового она изобрела. «А это мое «ноу-хау», догадайтесь», - хитро улыбнулась Екатерина Семеновна. Позже мне удалось посмотреть ее работы: Екатерина Мягкова занимается вышивкой, причем с применением технологии, которой владеет только она. Сюжеты разрабатывает сама. Ее картины даже с близкого расстояния практически неотличимы от акварелей, причем цвета получаются ярче, насыщеннее, не говоря о сохранности во времени. Как она это вышивает? Догадайтесь. Кстати, второе место в этой же номинации получил Николай Кузин, который представил новые принципы оформления традиционных русских матрешек: не просто карикатурные лица, а с использованием современных сюжетов - и сказочных, и злободневных.
Призы для лауреатов фестиваля на этот раз предоставили «старшие» коллеги по цеху - художники и профессиональные мастера традиционных народных промыслов. Например, свои картины для наград подарил известный литовский художник Вигмантас Вайчкявичус. «На эти работы могли претендовать известные музеи современного искусства», - отметил Евгений Герасимов.
«Очень приятно получить такие красивые вещи, - отметила Любовь Николаевна Буслакова. - Вообще, организаторы умеют угадать с подарками. В прошлом году нам дарили напольные вентиляторы - дорогие, импортные, но мы, честно говоря, недоумевали - зачем они нам. А нынешним летом эти вентиляторы нас просто спасли, сто раз добрым словом вспомнили и Евгения Владимировича, и Департамент соцзащиты, и фестиваль».
«Не так часто, - поделилась впечатлениями первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения Татьяна Потяева, - получается увидеть то, как ведется работа в отделах социальной защиты «на земле». Конечно, мы регулярно бываем и в управлениях, и в отделах, но вот так посмотреть все вместе, из всех округов да еще пообщаться с мастерами и с теми, кто ведет эту работу, дорогого стоит. Лично меня особенно радует возраст участников - от 12-14-летних подростков до 90-летних бабушек. Значит, дело, занятие можно найти для каждого, было бы желание».
Сергей ГОНЧАРОВ, фото Элины ГОНЧАРОВОЙ
Пожарные Управления и учреждения, работа