Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

Дождется ли город чистого воздуха?


Если к отопительному сезону начинают готовиться, как известно, летом, то о возможной засухе стоит подумать зимой. Тогда еще можно успеть принять эффективные меры по защите столицы и ее жителей. Но за подготовкой к обещанной морозной зиме летняя жара как-то подзабылась. Недавно председатель Комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера СТЕПАНЕНКО (фракция "Единая Россия") напомнила об этой проблеме в Государственной Думе.

Мы попросили депутата рассказать, что нужно сделать, чтобы Москвичи могли дышать чистым воздухом даже в самые засушливые дни.

- Вера Станиславовна, с некоторых пор мы все чаще слышим термин "управление лесами". А кто и как должен ими управлять?

- Наши городские леса Лесным кодексом РФ отнесены к категории лесов, выполняющих защитные функции. Согласно части 4 ст. 12 использование защитных лесов возможно лишь при условии, если оно совместимо с их целевым назначением - с выполняемыми ими полезными функциями. То есть мы видим, что Лесной кодекс не устанавливает запрет на сдачу этих лесов в аренду.

Для организации защиты городских лесов в 2005 году Московской городской Думой был принят закон "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве", согласно которому все городские леса должны получить статус особо охраняемых природных территорий, которые имеют более жесткий правовой режим охраны.

Создание особо охраняемых природных территорий в Москве является наиболее эффективной организационной формой сохранения природного наследия столицы. Напомню, что к нему относятся все уцелевшие в городской черте природные территории: леса, луга, болота, водные объекты - реки и ручьи в открытых руслах и естественных берегах, водоемы в естественных берегах, местная флора и фауна.

КСТАТИ

В настоящее время в городе образованы 1 национальный парк, 7 природно-исторических парков, 5 заказников, 67 памятников природы - общей площадью 17 тыс. гектаров (14 тыс. гектаров непосредственно ООПТ и 3 тыс. гектаров - территория национального парка "Лосиный Остров"), а за четыре последующих года планируется довести этот показатель до 20-21 тыс. гектаров, что составит около 20% территории города. В соответствии с законом "Об особо охраняемых природных территориях города Москвы" эти территории имеют дирекции, осуществляющие их охрану и содержание.

- Как сработала такая схема управления в период летних лесных пожаров?

В соответствии с законом города Москвы "О защите зеленых насаждений" Правительством Москвы было уделено большое внимание и городским лесам, что также предупредило возникновение там чрезвычайных ситуаций. В лесах круглосуточно дежурили инспектора. К ним в помощь было сформировано более сотни внештатных противопожарных дружин.

В лесопарках дежурили сотрудники милиции и МЧС. В итоге за первые десять дней августа там было зафиксировано всего восемь возгораний, все потушили быстро. Площадь каждого - 200-300 квадратных метров, а самого большого пожара в парке "Кузьминки-Люблино" - 1000. Его потушили за 40 минут. 80% пожаров ликвидировали силами дирекций территорий. Причина везде одна - человеческий фактор. Достаточно бросить окурок, и сухая трава сразу горит. За прошедшее лето в Москве сгорели 2 липы.

- Как можно предупредить пожары в огромных лесных заповедниках?

- Особенностью Москвы является то, что значительную часть ее территории (3093 га) занимает национальный парк "Лосиный Остров". В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" он относится к ООПТ федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов.

Однако в настоящий момент санитарное состояние территории парка неудовлетворительное. Инфраструктура рекреационного благоустройства находится в запущенном состоянии, требует ремонта, расчистки и обновления. Он захламлен, контроль и надзор за состоянием парка является недостаточным.

Подъезды к естественным водоемам не предусмотрены, нет там и пирсов для забора воды. Сотрудники лесопарка не прошли обучение в специализированной организации по мерам пожарной безопасности. Практически не контролируется и заезд личного автотранспорта граждан в лес. И это при том, что разведение костров там приобрело массовый характер.

Так вот "Лосиный Остров" и горел. Пожар тушили 3 вертолета МЧС и город. При этом от самого парка в ликвидации возгорания участвовали всего два сотрудника.

- А что мешает столичным властям взять под контроль состояние "Лосиного Острова"?

- Много лет назад Москва помогала "Лосиному Острову" десятками миллионов рублей. Город и сейчас мог бы взять на себя часть расходов по содержанию парка и приведению в порядок его территории. Но в соответствии с Бюджетным кодексом мы не имеем возможности финансировать объекты, находящиеся в федеральной собственности.

Законодательством также не предусмотрено соглашение о совместном финансировании работ по благоустройству территории со стороны исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы.

В то же время, согласно Лесному кодексу РФ (ст. 41, п. 4), лесной участок может предоставляться государственным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседании Правительства Москвы, но окончательное решение - за председателем Правительства РФ.

КСТАТИ

В Москве 30 тыс. гектаров территории - почти треть всех городских площадей - заняты лесопарковыми зонами.

- В таком случае говорить о совместной заботе о подмосковных лесах (где, кстати, Москвичи также проводят немало свободного времени) вообще не приходится?

- В 1935 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР был установлен 50-километровый лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП), в состав которого входили леса, сельхозугодья, речные долины, особо охраняемые природные территории.

Он был предназначен для того, чтобы обеспечивать благоприятную окружающую среду для жителей столицы, нейтрализуя то огромное количество выбросов и сбросов, которое производит столица.

В 1960 году Президиум Верховного Совета подтвердил это решение и были описаны его границы. Оберегая пояс, город тратил десятки миллионов рублей на работы по уходу, санитарные рубки и противопожарные мероприятия. Этим занимались целые спецлесхозы.

Последние десять лет мы боролись за сохранение этих лесов исключительно в рекреационных целях. Москва и дальше была готова содержать их за свой счет. Но вступил в силу Лесной кодекс, и в соответствии с ним столица не имеет к этим лесам больше никакого отношения. В 2008 году подмосковные леса перешли в подчинение федеральной власти. Спецлесхозы были ликвидированы.

- А как оценивают специалисты состояние лесов в Подмосковье?

- События последних лет и особенно прошедшее лето показали, что состояние и использование подмосковных лесов является кризисным.

В течение многих лет проводятся аукционы, на которых распродаются права на 49-летнюю аренду лесных участков ЛПЗП.

Согласно данным официального сайта Управления лесного хозяйства по Московской области Рослесхоза, после принятия Лесного кодекса на территории пригородных лесов были предоставлены в долгосрочную аренду более 1,5 тыс. лесных участков Московской области общей площадью 5,6 тыс. гектаров. А многие леса Подмосковья вообще не имеют хозяев.

По разным данным, незаконной застройке подверглись от 250 до 350 гектаров его территорий. Застройка лесопаркового защитного пояса в настоящее время ускоряется. Особой популярностью пользуются зоны, расположенные не далее 50 километров от Москвы и на берегу водоемов.

Лесной кодекс разрушил также федеральную лесную службу, не хватает лесной охраны и лесников, а арендаторы вообще не предпринимают никаких мер по охране лесов от пожаров.

КСТАТИ

За последние 20 лет площадь утраченных лесов Подмосковья в результате пожаров, несанкционированной застройки, самовольного захвата лесных участков, перевода земель из категории "лесные" и переданных в аренду составляет более 110 000 гектаров, что сопоставимо с площадью территории всей Москвы. Только в этом году, вследствие отсутствия пожарного надзора на лесопарковой территории Московской области, было зарегистрировано свыше 2000 пожаров, которые уничтожили более 23 тыс. гектаров леса.

- Цифры и факты просто ужасающие! А что же можно сделать для спасения "зеленых легких" столицы?

- Статьей 86 Земельного кодекса РФ установлено, что границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга - утвеРЖДаются и изменяются федеральным законом, который до настоящего времени не принят.

Мы считаем, что в связи с чрезвычайной важностью лесопаркового защитного пояса для Москвы такой закон должен быть принят в ближайшее время, статус ЛПЗП должен быть восстановлен и определены особые меры по его охране.

Москва готова разработать федеральный закон, регулирующий использование и обеспечивающий надлежащую защиту и воспроизводство лесов, прилегающих к городам федерального значения.

Кроме того, мы не раз предлагали взять в управление подмосковные леса. Однако это противоречит Лесному кодексу России. Мы готовы выйти с необходимыми поправками для того, чтобы исправить ситуацию, и гарантируем выполнение защитных функций на территории этих зон.

МЧС В региональных СМИ, работа, области


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25