Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
На одном из своих ближайших пленарных заседаний Государственная Дума в первом чтении рассмотрит проект федерального закона "О добровольной пожарной охране". Этот документ был внесен Правительством России 3 декабря 2010 года. И уже хотя бы потому, как быстро он прошел все необходимые согласования и получил отзывы соответствующих комитетов, которые готовили его к первому чтению, понятно, какое ему придается значение. Видимо, Российское общество и политическая элита страны извлекли должные уроки из известных событий лета и осени прошлого года.
Гром грянул
Как гласит русская поговорка, "Пока гром не грянет - мужик не перекрестится". И будем откровенны: страна во многом живет в соответствии с заложенным в ней смыслом. Не случись в прошлом году откровенно катастрофической ситуации с пожарами в ряде регионов страны, очередь до рассмотрения законопроекта "О добровольной пожарной охране" дошла бы, возможно, еще не скоро. И к тому, судя по всему, были все предпосылки.
Существуют объективные данные МЧС, обнародованные на электронном сайте ведомства. Спасатели отмечали, что за первые шесть месяцев 2010 в России произошло 87 837 пожаров, в которых погиб 6741 человек (по сравнению с прошлым годом меньше на 8 процентов), травмирован 6931. Цифры сами по себе, конечно, впечатляют. Но при этом специалисты отметили: по всем федеральным округам продолжалась тенденция к снижению количества пожаров, числа погибших и пострадавших в них. И такая оценка ситуации действовала успокаивающе, тем более что еще несколько лет назад ситуацию с пожарами иначе как шокирующей назвать было нельзя. Достаточно вспомнить целую серию возгораний учреждений здравоохранения и домов престарелых.
Казалось, все это осталось в прошлом. Даже страшные события в пермском баре "Хромая лошадь", где пожар унес жизни более 150 человек и еще сотня пострадала, рассматривались как единичный, хотя и резонансный случай. Но то, что произошло летом и осенью 2010-го, перевернуло всю статистику и все наше отношение к пожарам как к явлению, представляющему реальную угрозу безопасности обществу. Это, кстати, стало особенно понятно уже в день открытия прошлогодней осенней сессии Государственной Думы. Тогда 7 сентября в зале пленарных заседаний развернулась бурная дискуссия по поводу действий исполнительной власти всех уровней в противостоянии огненной стихии и ликвидации ее последствий. В ней приняли участие не только депутаты, но и многие высокопоставленные правительственные чиновники. Практически все отмечали, что с пожарами удалось справиться только потому, что на борьбу с ними поднялись все, кто мог. Нельзя не вспомнить эмоциональные слова главы МЧС Сергея Шойгу: "Мужики с матом, но при этом с бензопилами и лопатами, со всем остальным пошли вырубать просеки вокруг своих населенных пунктов, потому что поняли - кроме них защитить уже некому".
Деревенские мужики, конечно, от природы умельцы, но насколько легче было бы им, если бы, кроме мата и лопат с бензопилами, у них имелось хоть какое-то современное противопожарное оборудование. Если бы они боролись с огненной стихией не по собственному разумению, а организованно, на основе элементарных знаний и навыков пожарной деятельности. Надо признать, что депутаты в ходе той сентябрьской дискуссии очень точно почувствовали общественные настроения и каждый выступавший отмечал необходимость принятия закона о добровольных пожарных дружинах. Люди хотят защитить себя, они самоорганизуются, заявил тогда с думской трибуны председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев. Помочь им в этом не только можно, но и нужно, в том числе и с помощью закона, который бы ввел деятельность добровольных пожарных в правовое русло.
Взгляд на ситуацию
На самом деле добровольная пожарная охрана в России существует уже сегодня. По словам главы МЧС Сергея Шойгу, не дожидаясь принятия соответствующего закона, проект которого, кстати, был подготовлен еще в 2009 году, в ряды добровольных огнеборцев удалось привлечь 62 тысячи человек. Такие данные министр представил депутатам в сентябре прошлого года, заявив при этом, что на самом деле таковых должно быть не менее 700 тысяч, для чего необходимо создавать условия, в том числе и правовые. А традиций в области добровольчества пожарного дела России не занимать. По данным МЧС, еще 117 лет назад, во время работы Всероссийской пожарной выставки, устроенной Русским техническим обществом в 1892 году в Санкт-Петербурге, жизненно важным было признано создание общероссийского центра добровольной пожарной охраны. Этот год считается годом рождения Российского пожарного общества. В 1893 году было создано Соединенное Российское пожарное общество.
И ничего нового Россия не изобрела и не изобретает. По данным МЧС, добровольная пожарная охрана существует в большинстве стран мира, а уж в Европе так просто повсеместно. В некоторых же государствах она имеет свои особенности. Например, в Ирландии только в Дублине есть профессиональная пожарная охрана, а все остальные населенные пункты охраняются смешанными пожарными командами, состоящими из добровольных пожарных и профессионалов.
В Бельгии почти вся пожарная охрана страны состоит из добровольных пожарных. Они пользуются достаточно серьезными льготами, поэтому при комплектовании пожарных дружин предпочтение отдается техническим специалистам, спортсменам, людям, которые в силу специфики профессии имеют достаточно много свободного времени. Показательно, что 7 процентов добровольных пожарных в Бельгии - женщины.
Появятся ли в рядах Российских добровольных пожарных дружин женщины - вопрос скорее риторический, чем практический. Да и не об этом сейчас речь. Но есть у нашей страны своя специфика. Представляется, что это прежде всего большие расстояния, слабо развитая дорожная инфраструктура, разбросанность населенных пунктов. В каждом из них не поставишь штатное подразделение МЧС со всей необходимой техникой. Такое не выдержит ни один бюджет. Вот тут как раз свою роль и могут сыграть добровольные пожарные объединения, состоящие из простых граждан, но подготовленные с профессиональной точки зрения и имеющие хоть какой-нибудь арсенал средств для борьбы с огнем.
Нужда в этом есть, и немалая. 17 января в МЧС прошло селекторное совещание, на котором выяснилось, что на тот момент в стране с начала 2011 года уже случилось 5703 пожара, погибли 607 человек, в больницах с травмами находятся 442 человека. И это при том, как отмечали эксперты, что общее количество пожаров по сравнению с прошлогодним существенно - на 17 процентов - ниже. Но даже такая статистика уже ни у кого не может вызвать успокоения. Слишком сильно мы обожглись летом 2010 года.
Коротко о законопроекте
Проект федерального закона "О добровольной пожарной охране" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации и направлен на решение главной задачи: добровольные пожарные формирования необходимы, частично они уже есть, и надо создать правовые условия для скорейшего увеличения их числа. Для этого законопроект предлагает урегулировать общественные отношения, связанные с организацией и деятельностью добровольной пожарной охраны, что и подчеркивается в пояснительной записке. Кроме того, законопроектом определены аспекты социальной и экономической поддержки деятельности добровольных пожарных, установлены их права, обязанности и ответственность. Важно подчеркнуть, что, согласно документу, добровольная пожарная охрана - это социально ориентированные общественные объединения, созданные по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся для участия в деятельности по профилактике и тушению пожаров. Расходы же на материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны предлагается возложить на их учредителей или предусматривать за счет собственных средств. Что, однако, вовсе не означает, что государство полностью устраняется от этого. В одной из статей законопроекта записано, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны может осуществляться также из средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Задачи же перед добровольными огнеборцами стоят самые конкретные: профилактика пожаров, спасение людей и имущества, оказание помощи пострадавшим, участие в тушении пожаров, их локализации и ликвидации, проведение аварийно-спасательных работ.
Накануне обсуждения
Можно предположить, что у депутатов Государственной Думы представленный Правительством законопроект особых нареканий не вызовет. Все необходимые общие оценки по ситуации с пожарами парламентарии высказали на уже упомянутом пленарном заседании 7 сентября 2010 года, и вряд ли к сказанному тогда можно добавить что-то новое сегодня. Что же касается самого документа, то готовили его к слушанию сразу три комитета - по безопасности, по вопросам местного самоуправления, по делам общественных объединений и религиозных организаций. Ни у одного из них представленный Правительством законопроект не вызвал существенных замечаний, и в своих отзывах комитеты предлагают принять его в первом чтении. В то же время, по мнению Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, законопроект имеет ряд положений, которые нуждаются в доработке и приведении в соответствие с нормами действующего законодательства, в частности Федерального закона "Об общественных объединениях".
В самой же концепции закона депутаты усмотрели ряд позитивных нюансов. Комитет по вопросам местного самоуправления отмечает, что упор в создании добровольной пожарной охраны сделан на реальную инициативу граждан. И это, полагают депутаты, весьма ценно. Также, по мнению парламентариев, к положительным сторонам законопроекта следует отнести предложенный механизм финансирования добровольной пожарной охраны. Здесь находит свое логичное развитие реальная гражданская инициатива, поскольку законопроект предусматривает финансирование добровольной пожарной охраны, в первую очередь за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований, средств учредителей. Поскольку выступать в этом качестве органы местного самоуправления не вправе, они получают возможность оказывать поддержку добровольной пожарной охране как социально ориентированной некоммерческой организации в рамках решения соответствующего вопроса местного значения и реализации механизмов, предусмотренных действующим законодательством, сообразно имеющимся финансовым и имущественным возможностям.
Депутаты положительно оценивают и предусматриваемые законопроектом льготы и компенсации для добровольных пожарных. Также следует отнести к достоинствам законопроекта тот факт, что материальные мотивы не доминируют над мотивами общественного служения.
Спасатели, области, работа