Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Россия с нарастающей интенсивностью продолжает осваивать Арктику. Только что открыта дрейфующая станция "Северный полюс-38", доставленная во льды ледоколом "Россия". Доказательством принадлежности России арктического шельфа продолжает заниматься специализированная экспедиция на судне "Академик Федоров". Интерес к происходящему своими заявлениями и участием в экспедициях подогревает специальный представитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, исполнительный директор Некоммерческого партнерства по координации и использованию Северного морского пути (СМП) депутат Артур Чилингаров.
На этом ярком фоне практически незамеченной прошла не менее значимая высокоширотная экспедиция по всей трассе СМП. Она была организована МЧС, а исполнителем стало федеральное государственное учреждение "Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения" ("Госакваспас"). Спасатели привлекли специалистов Российской академии наук.
Экспедиция ставила целью возродить былую славу Севморпути и проверить готовность сил МЧС на его трассе. О ходе экспедиции и ее итогах в беседе с военным обозревателем "Времени новостей" Николаем ПОРОСКОВЫМ рассказал начальник "Госакваспаса" Дмитрий АЛАБИН.
- Это самая длительная за всю 20-летнюю историю МЧС России экспедиция по трассе Северного морского пути. Морской спасательный буксир "Неотразимый", имея 37 человек на борту (экипаж, спасатели, специалисты МЧС и РАН), за 74 дня (с 21 июля по 9 октября) прошел более 10 тысяч миль по маршруту Архангельск-Анадырь и обратно. За 2010 год лишь четыре судна прошли по этому маршруту, да и то не в полном объеме.
Члены экспедиции работали на архипелаге Новая Земля, в морских портах Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Бухта Провидения, Анадырь на Чукотке. В качестве дополнения к первоначально запланированному маршруту на обратном пути в Дудинке забрали научную группу и провели научные работы в восточной части Карского моря.
- Что сделано на столь продолжительном во времени и пространстве пути?
- Специалисты для информирования МЧС определили фактическое состояние навигационного, гидрографического, аварийно-спасательного и материально-технического обеспечения Северного морского пути. Надо признать, что сегодня навигационная обстановка отслеживается слабо. Гидрографическое оборудование также пришло в упадок. Основными средствами для мореплавания, определения места судна стали спутниковые навигационные системы ГЛОНАСС и GPS. В северных широтах они работают хорошо, в отличие от сотовой и других видов связи. Море Лаптевых, например, вообще мертвый для связи район. Раньше выручала азбука Морзе, сегодня же корабли напичканы электроникой, которая в северных широтах большей частью не работает.
Члены экспедиции проверили, насколько готовы немногочисленные подразделения к выполнению задач в высокоширотных районах. Для этого провели показательные учения по поиску и спасению терпящих бедствие людей, тушению пожаров на морских судах и ликвидации аварийных разливов нефти. Это целый комплекс спасательных мероприятий. Сил для действий в акваториях арктических морей катастрофически не хватает. Даже не самый крупный по нынешним меркам морской спасательный буксир "Неотразимый" с дополнительным оборудованием для действий спасателей и ликвидации разливов нефти на фоне имеющегося в портах оборудования смотрелся очень внушительно.
Проведен также мониторинг вариантов проводки будущих караванов судов, изучены различные комбинации действий по предотвращению возможных аварий и катастроф.
- На трассе Северного морского пути немало мест захоронения ядерных отходов. Представляют ли они опасность для судоходства?
- Многие из этих объектов давно известны. Существует их реестр, который ведет МЧС. Вообще в этом документе значится более 20 тыс. подводных потенциально опасных объектов (ППОО) по стране - на Балтике, в Черное море, на Дальнем Востоке, есть даже в Ладожском озере. Но обследованы, оценены по степени возможного воздействия на экологию и жизнедеятельность населения далеко не все опасные объекты.
Члены экспедиции на "Неотразимом" провели мониторинг экологической обстановки и подводные работы по поиску и обследованию ППОО в районе архипелага Новая Земля. В частности, захоронений в заливе Цивольки. Здесь затоплено много объектов, содержащих радиоактивные вещества. В первую очередь была детально обследована реакторная сборка атомного ледокола "Ленин" и его реакторный отсек.
Состояние объектов в районе Новой Земли опасений не вызывает - такой вывод сделали специалисты Курчатовского института, бывшие в составе экспедиции. Впервые в практике работы "Госакваспаса" для постоянного мониторинга в районах захоронений были выставлены автономные устройства контроля за радиационной обстановкой. Это переход на качественно иной уровень наблюдения за подводными потенциально опасными объектами. В случае превышения допустимых значений устройства немедленно всплывут и передадут информацию, которая будет принята в МЧС.
- Отечественные и зарубежные судовладельцы и фрахтователи, обсуждая возможности в скором будущем использования Севморпути, говорят о необходимости создания здесь централизованной поисково-спасательной службы быстрого реагирования, способной в чрезвычайной ситуации оказать помощь в любой его точке. Будет ли создана в обозримой перспективе такая служба?
- Сегодня весь Северный морской путь никакие спасатели не прикрывают - ни МЧС, ни Минтранс. Оперативно сработать некому. Средств у спасателей не хватает катастрофически. Тому же буксиру "Неотразимый" 30 лет, второму судну "Госакваспаса", базирующемуся в Калининграде, 28 лет. Даже во время экспедиции, о которой мы говорим, буксиру "Неотразимый" пришлось на обратном пути спасать двух человек: в устье реки Колымы у их катера заглох мотор, катер понесло в Арктику.
Еще в двух случаях стечение обстоятельств не позволило буксиру оказать помощь. Первый раз во время шторма в Белом море, в горле которого потерпело крушение судно, поставляющее продовольствие в отдаленные районы. Второй - гибель буксира "Алексей Кулаковский" в районе порта Тикси. И в том и в другом случае требовалось двое суток для подхода, а это в условиях Арктики непозволительно много.
Есть поручение правительства России по развитию Арктического региона и дополнительному обеспечению безопасности в Российской Арктике. И МЧС России планирует создать на трассе Севморпути до десяти комплексных поисково-спасательных центров и отрядов с численностью сотрудников до 160 человек.
По результатам работы экспедиции определили места будущей дислокации центров МЧС: в Архангельске, Салехарде, Дудинке, Тикси, Певеке, Анадыре. Новые подразделения планируется оснастить пожарно-спасательным спецоборудованием для работы в арктических условиях, вертолетами со специально подготовленными экипажами, судами, катерами.
Задача центров и отрядов - обеспечить безопасность Российских экономических проектов, жизнедеятельность в Арктике. Коллегия МЧС России утвердила концепцию проведения подводных работ специального назначения до 2014 года. Первым шагом в ее реализации стала разработка программы развития федерального государственного учреждения "Госакваспас". Есть и план нашего взаимодействия с другими ведомствами - Минтрансом, рыбаками, пограничниками ФСБ, Министерством обороны.
- Можно ли утвеРЖДать, что в случае потепления и увеличения интенсивности движения судов по Северному морскому пути безопасность будет достаточной?
- Да, если будут созданы центры и поисково-спасательные отряды МЧС. Но даже и без увеличения интенсивности движения по Севморпути создавать подразделения МЧС и "Госакваспаса" (как его составляющей) все равно нужно - в этих районах живут люди, которые ничем не защищены. Охотник в тундре, рыбак в море. В 200 милях от высокоширотной экспедиции в Чукотском море одно судно вышло в эфир: у члена экипажа аппендицит. До ближайшего медпункта на мысе Шмидта - сутки хода. Ледоколов на трассе сейчас, в отличие от советских времен, мало. У оставшихся, как правило, рейсовое коммерческое задание.
- Но суда, которые пойдут по Северному морскому пути, наверное, должны быть соответствующим образом оснащены.
- Надежда на это весьма призрачна. После Тикси наш буксир "Неотразимый" встретил яхту "Петр I", на которой шли курсанты. Молодые люди были простужены, а врача нет. Доктору с буксира пришлось их подлечить. Весь флот сегодня стал коммерческим, судовладелец не станет на каждом судне держать врача. И уже не держат. Экипажи сокращены донельзя, на палубе работать некому.
- А на берегу жизнь теплится?
- В Якутии она затихла, особенно после вывода войск. Раньше летчики видели сверху множество огней, теперь же внизу темнота. Если где и горит огонек, то на нефтяной вышке. Высятся заколоченные сталинские здания с колоннами. Работает лишь аэропорт. Мусор, грязь, дома заколочены, но в них круглый год электричество и тепло, поскольку единая система обеспечения с домами заселенными. Пьянство...
Вот Чукотка обжита лучше. Правительство России, региональные власти в последние годы очень много сделали для развития инфраструктуры, повышения уровня жизни. Там неплохие иностранные инвестиции в золотые рудники. В Анадырь и Бухту Провидения приходит немало круизных туристических судов. Это канадские и американские пенсионеры. Канадцы безвозмездно построили чукчам коттеджный поселок, школу, детсад, приют для брошенных родителями детей.
- Слухи о грядущем глобальном потеплении не преувеличены? Льдов действительно стало меньше?
- Значительно. Еще пять-десять лет назад ледовые проводки с помощью ледоколов требовались значительно чаще. Сейчас в навигацию (с июля по октябрь) вода практически чистая. Но Арктика непредсказуема и в любой момент может преподнести сюрприз, как правило неприятный, и к нему надо быть готовым.
Специалисты "Госакваспаса" провели мониторинг подводных потенциально опасных объектов в Черном, Балтийском, Охотском морях и Ладожском озере. В заливе Стрелок, в 150 км от Владивостока, совместно с Министерством обороны проведены работы по уточнению радиационной обстановки в эпицентре случившейся 10 августа 1985 года аварии ядерной энергетической установки атомной подводной лодки "К-431". В Российском секторе Черного моря на участке от Туапсе до Адлера обнаружены и обследованы затонувшие в период Великой Отечественной войны теплоход "Майкоп", торпедный катер, буксир "Петраш", баржа, обломки рыболовного судна и самолета, другие потенциально опасные объекты.
Пожарная безопасность, работа, президент