Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
ГРИБ ВЛАДИСЛАВ ВАЛЕРЬЕВИЧ
Лесные пожары этого лета, точнее, экологическая катастрофа, заставили общество, включая власть всех уровней, задуматься о том, что надо больше внимания уделять управлению лесным хозяйством
Недавно Общественная палата провела выездные слушания в Кировской области. На них обсуждались вопросы состояния лесного хозяйства нашей страны и те пути, которые могут его улучшить. Об этом беседа и нашего корреспондента с руководителем Межкомиссионной рабочей группы ОП по организации экспертной деятельности Владиславом ГРИБОМ.
- Владислав Валерьевич, то, что лесное богатство России весьма уязвимо, показали пожары нынешнего лета. Свыше 500 тысяч гектаров площади, занятой лесами, оказалось в огне. Представители государственной власти, эксперты не скрывали, что действующий в стране Лесной кодекс отнюдь не способствовал нормализации ситуации. Какую позицию в отношении этого документа заняла сейчас Общественная палата?
- На самом деле Общественная палата еще в 2006 году, когда шло обсуждение проекта Лесного кодекса, выступала против его принятия в том виде. В нашем заключении говорилось, что этот документ ослабляет контроль над лесами. Кроме того, там не были прописаны требования соблюдения экологических норм, охраны и восстановления леса, практически отсутствовал механизм контроля и ответственности за нарушение правил пользования им. Все это чревато серьезными последствиями. Однако примерно 80 процентов предложений, подготовленных ОП, были отклонены. Время показало, что в значительной степени мы оказались правы. Лесные пожары этого лета, точнее, экологическая катастрофа, заставили общество, включая власть всех уровней, задуматься о том, что надо больше внимания уделять управлению лесным хозяйством.
Согласно кодексу, сейчас это управление, в том числе надзор, осуществляют регионы. В этом есть свои плюсы, но есть и минусы. Например, в Кировской области этим летом произошло более 600 пожаров, сгорело около 5 тысяч гектаров леса. В Нижегородской области пожаров было меньше, а сгорело более 150 тысяч гектаров. Регионы эти по площади примерно равные, а потери леса от пожаров отличаются более чем в 30 раз. Объясняется это тем, что для Кировской области лесопромышленный комплекс является ключевой отраслью экономики. А для других сильно пострадавших субъектов, например Рязанской области, он не входит в десятку приоритетов. Противопожарным мероприятиям там уделяется меньше внимания. Соответственно и результат.
- Однако есть такая федеральная структура, как МЧС. Значит, не везде при тушении пожаров она сработала на должном уровне.
- МЧС не обязано тушить лесные пожары. Они должны это делать, только если огонь подходит к населенным пунктам. Другое дело, что МЧС иногда помогает тушить пожары по просьбе губернатора или в случае экстраординарных обстоятельств. Однако ответственность за тушение лежит на тех, кто арендует эти участки земли.
Согласно закону, сейчас любой индивидуальный предприниматель, юридическое лицо могут арендовать участок леса. Предполагается, что они должны иметь знания, оборудование, что позволит им противостоять пожару. Но в реальности у большинства, особенно у мелких арендаторов, нет ни соответствующих знаний, ни оборудования.
- Как можно изменить ситуацию?
- Путем реформирования нашего лесного законодательства, внесением поправок в Лесной кодекс. Например, в нем должна быть предусмотрена следующая процедура: если тот или иной участок леса выставляется на аукцион, то при выборе арендатора надо учитывать не только, кто больше заплатит. Эти люди должны еще иметь знания о тушении пожаров, а главное - соответствующую технику и оборудование. Необходимо также в какой-то мере восстановить противопожарную лесную службу, которая сейчас децентрализована.
- На ваш взгляд, какие поправки в Лесной кодекс могут быть наиболее дискуссионными?
- Необходимо определиться, на каком уровне должно осуществляться управление лесным хозяйством: на федеральном или региональном. Регионы хотят оставить за собой право управления лесным комплексом, возможность распоряжаться доходами от сдачи лесных участков в аренду.
Очень важно понять: эффективно ли действует арендатор в нашем лесу, насколько результативно осуществляет государство контроль над лесной собственностью, которая сдана в аренду? Не секрет, есть множество примеров, когда арендатор ведет дело из рук вон плохо, производится незаконная вырубка леса. В Дальневосточных регионах эти проблемы приняли уже крайний характер. Однако решение вопросов ведения лесного хозяйства связано не только с предпринимателями, чиновниками, специалистами. На слушаниях ОП в Кировской области заместитель председателя правительства этого региона Сергей Щерчков очень справедливо поставил вопрос об экологическом воспитании населения. Во время летних пожаров многие люди просто не понимали, почему власти ввели запрет на разведение костров в лесах. Они воспринимали это как ограничение своих свобод на отдых, шашлыки, пикники... Это говорит о крайне низком уровне экологической культуры населения. Значит, надо объяснять, начиная со школ, необходимость бережного отношения к природе, что именно от экологии во многом зависит здоровье и нынешнего, и будущих поколений. Необходимо, чтобы экология стала приоритетным направлением политики государства.
Еще один важный аспект: диалог власти и гражданского общества. Лично я не сомневаюсь, если бы он велся полноценно, то конфликтов, подобных тому, что произошел вокруг Химкинского леса, не возникало. Увы, они появляются во многих регионах страны. Например, в Челябинской области, где сейчас хотят провести дорогу через лесной бор. Почему бы, до того как приступить к работам, нашим властям не обсудить проект с населением, гражданским обществом. Это позволит избежать многих ошибок как в экологии, так и в экономике.
- Общественная палата сейчас работает над поправками в Лесной кодекс. Есть надежда, что они будут приняты?
- Безусловно. Во всяком случае, значительная их часть. Лично меня радует, что многие из тех, с кем мы когда-то дискутировали по вопросам Лесного кодекса, сейчас нас поддерживают. Мы общаемся со всеми комитетами Госдумы, Совета Федерации, знаем их отношение к нынешнему кодексу. Это дает все основания думать, что мы сумеем найти субъектов законодательной инициативы. Уверен и в том, что часть поправок поддержат и правительство, и президент. Дмитрий Медведев прямо говорил о необходимости пересмотреть наше лесное законодательство.
- Есть еще и лесное лобби.
- Думаю, мы его ощутим, когда проведем в ОП слушания по результатам выездных заседаний в лесных регионах, станем утвеРЖДать предложения по поправкам в Лесной кодекс. Конечно, и у крупных магнатов, и у малого бизнеса есть свои интересы в этой сфере. Однако в некоторых поправках, думаю, заинтересованы все лесопользователи.
- Когда можно ожидать окончательного решения судьбы поправок в Лесной кодекс?
- Думаю, свои рекомендации ОП даст уже в ноябре. А поправки в кодекс будут внесены весной будущего года.
Пожары, тушение пожаров, пожар