Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
За лето в Москве сгорело всего две липы, но от этого никому не легче
За подготовкой к обещанной морозной зиме летняя жара как-то подзабылась. Да и напугавший всех смог сегодня волнует Москвичей не больше, чем прошлогодний снег. Однако для специалистов-экологов ничего неожиданного этим летом не произошло. И если к отопительному сезону начинают готовиться, как известно, летом, то о возможной засухе стоит подумать зимой. Тогда еще можно успеть принять эффективные меры по защите столицы и ее жителей.
Недавно председатель Комиссии Мосгордумы по экологической политике Вера Степаненко (фракция "ЕДИНАЯ Россия") выступала по поводу этой проблемы в Государственной думе. Мы расспросили депутата о том, что нужно сделать для того, чтобы Москвичи могли дышать чистым воздухом даже в самые засушливые дни.
- Вера Станиславовна, с некоторых пор мы все чаще слышим термин "управление лесами". А кто и как должен ими управлять?
- Наши городские леса Лесным кодексом РФ отнесены к категории лесов, выполняющих защитные функции. Согласно ст. 12 ч. 4 использование защитных лесов возможно лишь при условии, если оно совместимо с их целевым назначением, то есть выполняемыми ими полезными функциями. Таким образом, мы видим, что Лесной кодекс не устанавливает запрет на сдачу этих лесов в аренду.
Для организации защиты городских лесов в 2005 году Московской городской думой был принят Закон "О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве", согласно которому все городские леса должны получить статус особо охраняемых природных территорий, которые имею более жесткий правовой режим охраны.
Создание особо охраняемых природных территорий в Москве является наиболее эффективной организационной формой сохранения природного наследия столицы. Кстати, напомню, что к нему относятся все уцелевшие в городской черте природные территории: леса, луга, болота, водные объекты - реки и ручьи в открытых руслах и естественных берегах, водоемы в естественных берегах, местная флора и фауна.
В настоящее время в городе образованы: 1 национальный парк, 7 природно-исторических парков, 5 заказников, 67 памятников природы - общей площадью 17 тыс. га (14 тыс. га непосредственно ООПТ и 3 тыс. га - территория Национального парка "Лосиный Остров"), а за четыре последующих года планируется довести этот показатель до 20-21 тыс. га, что составит около 20% территории города.
В соответствии с Законом "Об особо охраняемых природных территориях города Москвы" эти территории имеют дирекции, осуществляющие их охрану и содержание.
- Как сработала такая схема управления в период летних лесных пожаров?
- Во время пожаров на особо охраняемых территориях Москвы было усилено дежурство, привлечены волонтеры для предупреждения возможных возгораний. Благодаря четкой работе дирекций никаких чрезвычайных ситуаций, связанных с необычайно высокой температурой, этим летом на этих территориях не было.
В соответствии с Законом города Москвы "О защите зеленых насаждений" правительством Москвы было уделено большое внимание и городским лесам, что также предупредило возникновение там чрезвычайных ситуаций. В лесах круглосуточно дежурили инспекторы. К ним в помощь было сформировано более сотни внештатных противопожарных дружин.
В лесопарках дежурили сотрудники милиции и МЧС. В итоге за первые десять дней августа там было зафиксировано всего восемь возгораний, все потушили быстро. Площадь каждого - 200-300 квадратных метров, а самого большого пожара в парке "Кузьминки-Люблино" - 1000. Его потушили за 40 минут. 80% пожаров ликвидировали силами дирекций территорий. Причина везде одна - человеческий фактор. Достаточно бросить окурок - и сухая трава сразу горит. За прошедшее лето в Москве сгорело две липы.
- По сравнению с теми гарями, что я видела на северо-западе Московской области, во Владимирской и Ивановской областях, это, конечно, немного. Но там и леса не в пример столичным. А вот как предупреждать пожары в огромных лесных заповедниках?
- Нам их проблемы тоже не чужды. Особенностью Москвы является то, что значительную часть ее территории (3093 га) занимает Национальный парк "Лосиный Остров". В соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" он относится к ООПТ федерального значения и находится в ведении Министерства природных ресурсов.
Однако в настоящий момент санитарное состояние территории парка неудовлетворительное. Инфраструктура рекреационного благоустройства находится в запущенном состоянии, требует ремонта, расчистки и обновления. Он захламлен, контроль и надзор за состоянием парка является недостаточным, что приводит к повышенной опасности возгорания лесов. Тем более что летом этого года в дирекции национального парка были задействованы всего 6 человек, которые были оснащены 6 лопатами.
Поскольку парк находится на территории города, нам небезразлично, что там происходит. Поэтому в "Лосином Острове" побывала комплексная бригада контроля организационно-распорядительного управления мэра и выявила довольно много недостатков, касающихся как раз противопожарных мер. Значительная часть территории парка в черте города захламлена бытовым мусором и спиленными деревьями. Опавшая листва и сухая трава не убираются. Подъезды к естественным водоемам не предусмотрены, нет там и пирсов для забора воды. Сотрудники лесопарка не прошли обучение в специализированной организации по мерам пожарной безопасности. Практически не контролируется и заезд личного автотранспорта граждан в лес. И это при том, что разведение костров там приобрело массовый характер. Так вот "Лосиный Остров" и горел. Пожар тушили 3 вертолета МЧС и город. При этом от самого парка в ликвидации возгорания участвовали всего два сотрудника.
- А что мешает столичным властям взять под контроль состояние "Лосиного Острова"?
- Много лет назад Москва помогала "Лосиному Острову" десятками миллионов рублей. Город и сейчас мог бы взять на себя часть расходов по содержанию парка, приведению в порядок его территории. Но в соответствии с Бюджетным кодексом мы не имеем возможности финансировать объекты, находящиеся в федеральной собственности.
Мы считаем, что это неправильно, и даже направили поправку в Бюджетный кодекс. Она находится в Госдуме уже четыре года. Хотя в ней мы исходили из того, что возможности у субъектов Федерации разные. Кому будет плохо от того, если столица поможет государству сохранить природу?
Законодательством также не предусмотрено соглашение о совместном финансировании работ по благоустройству территории со стороны исполнительной власти Российской Федерации и города Москвы.
В то же время, согласно Лесному кодексу РФ (ст. 41, п. 4), лесной участок может предоставляться государственным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления рекреационной деятельности. Этот вопрос неоднократно поднимался на заседании правительства Москвы, но окончательное решение - за председателем правительства РФ.
- В таком случае говорить о совместной заботе о подмосковных лесах (где, кстати, Москвичи также проводят немало свободного времени) вообще не приходится?
- В 1935 году Постановлением Совета народных комиссаров СССР был установлен 50-километровый Лесопарковый защитный пояс (ЛПЗП), в состав которого входили леса, сельхозугодья, речные долины, особо охраняемые природные территории.
Его основная функция - выполнение средозащитных функций и сохранность уникального рекреационного ресурса Московского региона. Он был предназначен для того, чтобы обеспечивать благоприятную окружающую среду для жителей столицы, нейтрализуя то огромное количество выбросов и сбросов, которое производит столица.
В 1960 году Президиум Верховного Совета подтвердил это решение и были описаны его границы. Оберегая пояс, город тратил десятки миллионов рублей на работы по уходу, санитарные рубки и противопожарные мероприятия. Этим занимались целые спецлесхозы.
Последние десять лет мы боролись за сохранение этих лесов исключительно в рекреационных целях. Москва и дальше была готова содержать их за свой счет. Но вступил в силу Лесной кодекс, и в соответствии с ним столица не имеет к этим лесам больше никакого отношения. В 2008 году подмосковные леса перешли в подчинение федеральной власти. Спецлесхозы были ликвидированы.
Так что согласно Налоговому кодексу новым Земельному и Лесному кодексам, Москва содержать эту территорию не имеет права. Мы прекратили какое-либо ее финансирование.
- А как оценивают специалисты состояние лесов в Подмосковье?
- События последних лет и особенно прошедшее лето показали, что состояние и использование подмосковных лесов является кризисным.
В течение многих лет проводятся аукционы, на которых распродаются права на 49-летнюю аренду лесных участков ЛПЗП.
Согласно данным официального сайта Управления лесного хозяйства по Московской области Рослесхоза, после принятия Лесного кодекса на территории пригородных лесов были предоставлены в долгосрочную аренду более 1, 5 тыс. лесных участков Московской области общей площадью 5, 6 тыс. га. А многие леса Подмосковья вообще не имеют хозяев.
По разным данным, незаконной застройке подверглись от 250 до 350 гектаров его территорий. Застройка лесопаркового защитного пояса в настоящее время ускоряется. Особой популярностью пользуются зоны, расположенные не далее 50 километров от Москвы и на берегу водоемов.
Лесной кодекс разрушил также федеральную лесную службу, не хватает лесной охраны и лесников, а арендаторы вообще не предпринимают никаких мер по охране лесов от пожаров.
- Цифры и факты просто ужасающие! А что же можно сделать для спасения "зеленых легких" столицы?
- Статьей 86 Земельного кодекса РФ установлено, что границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утвеРЖДаются и изменяются федеральным законом, который до настоящего времени не принят.
Мы считаем, что в связи с чрезвычайной важностью лесопаркового защитного пояса для Москвы такой закон должен быть принят в ближайшее время, статус ЛПЗП должен быть восстановлен и определены особые меры по его охране.
Москва готова разработать федеральный закон, регулирующий использование и обеспечивающий надлежащую защиту и воспроизводство лесов, прилегающих к городам федерального значения.
Кроме того, мы не раз предлагали взять в управление подмосковные леса. Однако это противоречит Лесному кодексу России. Мы готовы выйти с необходимыми поправками для того, чтобы исправить ситуацию, и гарантируем выполнение защитных функций на территории этих зон.
Справка "ВМ"
В Москве 30 тысяч гектаров территории - почти треть всех городских площадей - заняты лесопарковыми зонами.
Кстати
За последние 20 лет площадь утраченных лесов Подмосковья в результате пожаров, несанкционированной застройки, самовольного захвата лесных участков, перевода земель из категории "лесные" и земель, переданных в аренду, составляет более 110 000 га, что сопоставимо с площадью территории всей Москвы. Только в этом году вследствие отсутствия пожарного надзора на лесопарковой территории Московской области было зарегистрировано свыше 2000 пожаров, которые уничтожили более 23 тысяч гектаров леса.
Пожарная безопасность, территории, лесные пожары