Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
27 ноября 2009 года произошел теракт между Санкт-Петербургом и Москвой.
Это был обычный рейс популярного поезда. Популярного среди людей, которые вынуждены разрываться между двумя столицами. Вечером «Невский экспресс», как всегда, отбыл из Москвы. 14 вагонов, 661 пассажир, 29 человек поездной бригады. В 21.34 состав миновал границу Тверской и Новгородской областей. Нагоняя полутораминутное опоздание, экспресс набрал скорость 197 километров в час. В этот момент прогремел взрыв. Локомотив и 12 вагонов успели проскочить воронку. А два последних оторвались и закувыркались по насыпи. Их пассажиры попали в мясорубку - металл рвался, как бумага... Погибли 26 человек. Около сотни получили ранения.
Когда участники этой трагедии вспоминают о ней, то прежде всего рассказывают о героической 79-летней пенсионерке Елене Голубевой, которая приютила в своем доме раненых, помогала врачам, разрешила разобрать на носилки часть дома. Вполне справедливо она получила в благодарность от РЖД новый коттедж. Но в этой истории были и другие герои и трагедии. Сегодня мы вспомним о некоторых из них.
ВЫЖИВ В ДВУХ ТЕРАКТАХ, ПРОВОДНИЦА БОИТСЯ ПОЕЗДОВ
«Невскому экспрессу» не повезло дважды - его взрывали в августе 2007 года и в ноябре 2009-го. Наталья Ковчуга пережила оба этих взрыва. После первого здорово надорвалась, вынося раненых из покореженных вагонов. Осталась работать проводницей - думала, снаряд дважды в одну воронку не попадает. Попал. Ровно год назад история повторилась.
- Я сразу поняла, что нас опять взорвали, когда поезд накренился, - вспоминает Ковчуга. - Знала уже, что делать. Подняла мужиков, побежали раненым помогать... Поднимаюсь в вагон - темно. Наклонилась над мужчиной, спрашиваю, как он. А коллега моя шеПЧет: «Наташ... у него головы нет...»
Вторая трагедия Наталью надломила окончательно:
- Вот уже почти год на поезда не сажусь. Ушла с работы, конечно. Картинка той ночи постоянно перед глазами, мертвые снятся. Летом попала в больницу, в неврологию. Еще со спиной проблемы. Натаскалась за два рейса на всю жизнь.
За свой подвиг Ковчуга получила знак «Почетный железнодорожник» и компенсацию 100 тысяч рублей.
БИЗНЕСВУМЕН «КУПИЛА» СЕБЕ РУКУ ЗА 45 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
36-летняя Наталья Новикова тоже пережила оба «Невских экспресса». Она часто моталась из Питера в Москву по делам. В 2007-м обошлось, но год назад ее серьезно ранило.
- После осмотра в местной больнице мне сказали, что могут помочь только в Москве или Питере, - говорит Наталья. - Но реанимобиля у них нет. Боли сумасшедшие, время терять нельзя, пришлось вызывать частников. Стоило это 45 тысяч рублей.
В Питере левую руку пациентки собирали семь часов. А потом еще лечили три месяца.
- В качестве компенсации я получила от РЖД, города и государства в общей сложности 700 тысяч рублей, - говорит женщина. Но она все равно недовольна - в этих компенсациях не учли перевозку.
- Попробовала вернуть те 45 тысяч. Из комитета по социальной политике Санкт-Петербурга мне ответили, что это был мой выбор, вовсе не обязательный по медицинским показаниям. Дескать, вопрос жизни и смерти не стоял. А что руку могла потерять - уже мелочи.
ПОТЕРЯВ ЛЮБИМОГО В КАТАСТРОФЕ, СПАСАЛАСЬ ТОЛЬКО РАБОТОЙ
Прима Мариинского театра Анастасия Колегова потеряла в теракте мужа.
Глава Росавтодора Сергей Тарасов ехал в последнем вагоне. Всего за полтора месяца до трагедии 50-летний чиновник женился на 27-летней всемирно известной балерине.
Настя узнала о смерти мужа на гастролях в Японии. По иронии судьбы, когда до нее дозвонились друзья Тарасова, она тоже ехала в скоростном поезде...
- Друзья удивились моему спокойствию. Но просто я еще долго не могла поверить - внутри онемело все, - вспоминает балерина. - Истерики начались позже.
В Петербург Настя прилетела на следующий день. Держалась стойко. Сначала помогли антидепрессанты, а потом - работа. После похорон ее загрузили работой в Мариинке. - Люди поняли, что мне нужно. 11 декабря уже танцевала «Бахчисарайский фонтан».
И завертелось. Репетиции, переезды, фестивали. Анастасия не давала себе продыху. Вашингтон, Аргентина, Мексика... Отпуск взяла только в августе.
- Мы с Сережей много говорили о детях. Это, пожалуй, единственное, чего мы не успели друг другу дать. Я хотела родить ему ребенка, он говорил, что тоже созрел для спокойной семейной жизни. Может, если бы успели родить, для меня ребенок был бы облегчением... А так осталась только работа.
БРОСИВШИЙ СЕМЬЮ ОТЕЦ ПОТРЕБОВАЛ НАСЛЕДСТВО ДОЧЕРИ
Начальник отдела авторских и смежных прав телекомпании НТВ Мария Кузьмина на печально известном рейсе ехала в родной Петербург отмечать тридцатилетие. Там ее уже ждали друзья и родные. Но так и не дождались...
На родине ее хоронили мама и отчим. Отцу Дмитрию Кузьмину не сообщили. Вроде незачем было. Он ушел из семьи в 1985 году, когда Маше было всего пять лет, и потом долгие годы о дочери не вспоминал.
Зато летом 2010-го Дмитрий нашелся сам. Объяснил, что новости по телевизору не видел, о смерти дочери не знал. Но раз после Маши осталось что-то ценное и ей это уже не нужно, почему бы не подать на наследство? Дмитрий начал судебный процесс за половину квартиры, банковских вкладов и дачного участка в Токсове, оформленного на Машу. Как пояснил мужчина, он - наследник первой очереди. Все имущество, по словам Кузьмина, дочери досталось от его родителей. Мол, бабушка с дедушкой отписали Маше недвижимость без ведома Дмитрия.
Суд в праве на наследование отказал.
- Мужчина подал на это решение жалобу, твердо нацелившись на раздел Машиного имущества, - рассказала «КП» коллега погибшей Анна Давыдова. - Но кассационная инстанция оставила первое решение суда в силе.
ВЕРСИИ
Следствие по-прежнему ищет пособника террористов на железной дороге?
Подрыв «Невского экспресса» почти сразу признали терактом. После мартовской операции ФСБ в ингушском селе Экажево появился кавказский след. Террориста Александра Тихомирова по кличке Сайд Бурятский считают идеологом подрыва, а его соратника Тухана Картоева - организатором. Обоих их силовики уже уничтожили. Живыми взяли девятерых боевиков, среди которых - братья Картоевы и Зелимхан Аушев. Их обвиняют сразу в двух подрывах «экспрессов» - в 2007 и 2009 годах.
В доме Картоевых нашли компоненты взрывных устройств, идентичные тем, что использовали террористы в обоих случаях.
- Завершается производство более 250 судебных экспертиз, проводятся следственные действия для установления всех обстоятельств преступления, - пояснили в СКП. - Срок следствия продлен до марта.
По сути, оба дела считаются раскрытыми. А всего к ноябрьской трагедии причастны 13 человек. Хотя, по некоторым данным, силовики ищут пособника террористов среди железнодорожников.
- Без помощи человека, знающего структуру дороги изнутри, трудно было спланировать теракт с такой точностью, - сообщил «Комсомолке» источник в следствии.
«Невский экспресс» шел с отставанием в полторы минуты. По графику в 21.34 он должен был встретиться на 285-м километре с поездом № 59 Петербург - Нижний Новгород. Скорее всего, террористы планировали завалить оба состава. По крайней мере математический расчет был именно такой. Начальник Главного управления МЧС по Петербургу Леонид Беляев после трагедии признал:
- Если бы это произошло, жертв могло быть намного больше.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ОЧЕВИДЦА
«Паники не было. Стояла жуткая тишина»
Первым, кто прибыл на место трагедии в ту злосчастную ночь, был и. о. начальника отделения Госпожнадзора города Бологое Юрий Митрофанов.
- Первый звонок от пострадавших поступил, наверное, минут через 10 после подрыва, - вспоминает Юрий Валентинович. - Звонила женщина, она была в панике. Сказала, что два последних вагона упали, что все в дыму. Мы попросили сообщить координаты, но связь пропала. Потом позвонила еще одна женщина, которая сказала, что поезд точно проехал Бологое.
50 километров спасатели добирались по бездорожью. Еще три километра - по лесу. Машины утопали в грязи. Приходилось их толкать, теряя драгоценное время. За час до полуночи наконец добрались до места.
- Люди уже вышли из вагонов. Кое-где горели костры. Насчитали 56 пострадавших. И очень много трупов... Я увидел два вагона, лежащих на боку. Пошел вперед по путям. Навстречу мне брел машинист. Он сказал, что «электровоз сначала подпрыгнул, а потом его зашатало из стороны в сторону»... Многие говорили, что якобы паника была, крики. Ничего подобного, наоборот, стояла жуткая тишина. Это и было самое страшное...
УРОКИ ТРАГЕДИИ
«Золотой час» наконец-то пробил
Быстро добраться до места крушения медикам и спасателям мешало бездорожье. По воздуху - тоже никак. Точнее, вертолеты МЧС вылетели из Москвы, но площадки для приземления рядом с поездом... просто не нашли. Драгоценное время, когда многих еще можно было спасти, было упущено.
После теракта была принята федеральная система безопасности на автомобильной трассе Ml0 «Россия» и на отрезке Петербург - Москва Октябрьской железной дороги.
- Вертолетные площадки строят рядом с больницами в восьми городах, расположенных рядом с дорогой: Тосно, Чудове, Великом Новгороде, Валдае, Вышнем Волочке, Торжке, Твери, Клину, - пояснили корреспонденту «Комсомолки» в управлении информации МЧС России. - На них организуют дежурство вертолетов авиации министерства.
Зона ответственности авиаотряда Северо-Западного регионального центра МЧС -300 километров. Летчики подобрали сорок площадок рядом с железной дорогой, куда в случае ЧП могут сесть вертолеты. Осталось поставить на них радионавигационные точки.
- У врачей есть такое понятие - «золотой час». У тех, кого после получения травмы доставили на операционный стол в пределах шестидесяти минут, самые высокие шансы выжить, - говорит начальник отряда авиации Северо-Западного центра МЧС Валерий Усманов. - С этими площадками вдоль трассы Санкт-Петербург - Москва мы из любого места сможем довезти раненого. Наши вертолеты Ка-32 оборудованы медицинскими модулями, которые позволяют транспортировать больных в коматозном состоянии.
МЧС В региональных СМИ, теракте, работа