Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25
Лидером рейтинга наиболее влиятельных политиков 2010 года вновь стал премьер-министр Владимир Путин. Примечательно, что его средний балл (9, 48) за год существенно вырос (в 2009 году - 9, 30, в 2008-м - 9, 52). Традиционно занимающий вторую позицию президент Дмитрий Медведев (9, 31) также значительно усилил влияние (в предшествующие годы соответственно 9, 14 и 8, 99). Среднемесячный разрыв между деятелями правящего тандема сохранился на прежнем весьма незначительном уровне (0, 17 в 2010 году против 0, 16 в 2009-м), однако колебания усилились. Медведев в отдельные месяцы становился лидером рейтинга, а отрыв Путина к концу года увеличился до рекордных 0, 66.
Базовые тренды и структура
К основным тенденциям, характеризующим влияние Российских политиков в 2010 году, можно отнести следующие:
- общая стабилизация состава Российской элиты; сохранение "бинарного" центра принятия важнейших решений, сформированного в основных чертах в конце 2007 - начале 2008 года, при периодической корректировке деталей его конфигурации;
- рост влияния силовой и "контролирующей" части элиты;
- рост влияния оппозиционной партийной элиты при сохранении позиций правящей партии;
- окончательное превращение большинства глав субъектов Федерации и полпредов в периферийную часть элиты;
- общее ослабление государственных бизнес-менеджеров.
Структура топ-100 неизменна в течение вот уже нескольких лет. Федеральная административная элита почти в полтора раза превосходит по численности все остальные субэлитные группы вместе взятые. Доли субэлитных групп (федеральная административная элита, партийная элита, региональная элита, бизнес-элита) описываются примерным соотношением 6: 2: 1: 1.
Уровень динамизма
Стабильность состава Российской правящей элиты, и ранее очень заметная, еще более усилилась. Если в 2009 году в топ-100 вошли 16 новых деятелей, то в 2010-м - только 10.
Состав лидирующей пятерки (Владимир Путин, Дмитрий Медведев, Алексей Кудрин - 3, Владислав Сурков - 4, Игорь Сечин - 5) за год вообще не изменился, как и занимаемые ими в рейтинге места. В топ-20 вошли по итогам года два деятеля. При этом вернувшегося в двадцатку первого вице-премьера Виктора Зубкова (20-е место; в 2009 году - 26-27-е) никак не назовешь новым политиком. И лишь подъем в рейтинге вице-премьера, полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина (18-е; 94-е) можно охарактеризовать как настоящий прорыв.
По-настоящему значителен и взлет главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева (44-46-е места; в 2009-м в рейтинге представлен не был). Однако абсолютное большинство "новичков" - в нижней части рейтинговой таблицы. К тому же некоторые из них - Александр Ткачев (89-90-е), Андрей Исаев (91-93-е) и тот же Игорь Артемьев уже были представлены в рейтинге в 2008 году.
Из топ-100 в 2010 году выбыли руководитель ФСФР Владимир Миловидов (в 2009-м - 56-е место), экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев (66-67-е), сенатор и предприниматель Андрей Гурьев (73-е), помощник президента Олег Марков (79-80-е), полпред президента в УФО Николай Винниченко (88-е), помощник президента Джахан Поллыева (89-е), полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко (96-е), директор ФМС Константин Ромодановский (97-е), полпред президента в ПФО Григорий Рапота (98-е), первый заместитель председателя Банка России Алексей Улюкаев (100-е).
Примечательно, что из 10 деятелей, покинувших рейтинг по итогам прошедшего года, шесть едва успели войти в него в 2009-м. Правящая элита, таким образом, не просто не обновляется (а точнее, обновляется с каждым годом все медленнее) - налицо "эффект отторжения" в отношении "новичков" и представителей протоэлитных групп.
Федеральная административная элита
Значительный рост влияния министра обороны Анатолия Сердюкова (9-е место, на шесть позиций), директора ФСБ Александра Бортникова (12-е, на семь позиций), министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу (26-е), а также "президентских контролеров": главы ВАС Антона Иванова (30-31-е), руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина (33-34-е), министра юстиции Александра Коновалова (27-е) и особенно начальника Главного контрольного управления администрации президента Константина Чуйченко (28-е; в 2009-м - лишь 46-е) - определенно свидетельствует о ставке на силовые и контрольные структуры, сделанной руководством исполнительной власти. Уже отмечавшийся нами взлет руководителя ФАС Игоря Артемьева имеет сходную природу. Возможно, впрочем, что усиление этих групп элиты обусловлено ситуативным сочетанием дестабилизирующих ситуацию вызовов (пожары, монополизм, коррупционно-криминальные сети, политический радикализм).
Большинство политиков и чиновников, ответственных за экономическую, социальную и внутреннюю политику, занимали в 2010 году места в рейтинге, сопоставимые с предыдущим годом. Действительно масштабный рост продемонстрировал только вице-премьер, руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин
(23-е; в 2009-м - 40-41-е) - особенно с учетом того, что в конце года, после назначения на этот пост, ему удалось войти в топ-10.
Партийная элита
В годовом рейтинге традиционно значительно представлены деятели правящей "Единой России": председатель Высшего совета Борис Грызлов (13-14-е места), руководитель ЦИКа Андрей Воробьев (80-е), первый заместитель секретаря президиума Генсовета Андрей Исаев (91-93-е), главы думских комитетов Владимир Плигин (96-е) и Павел Крашенинников (97-98-е).
Все лидеры оппозиционных парламентских партий усилили свое влияние по итогам года. Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов (30-31-е места; в 2009 году - 34-35-е, в 2008-м - 57-е) достиг максимальных позиций весной, приблизившись к топ-20, и с тех пор постепенно, но неуклонно опускается в рейтинговой таблице. Аналогична и динамика у лидера "Справедливой России" Сергея Миронова (39-е; в 2009 году - 47-48-е). Перспективы его влияния с изменением порядка формирования Совета Федерации вообще становятся довольно неопределенными. Окреп зампред Государственной Думы, лидер ЛДПР Владимир Жириновский (53-е; 62-е).
Региональная элита
Отставка в связи с утратой доверия мэра Москвы Юрия Лужкова (64-е место) практически сразу отбросила его за пределы топ-100; его годовой рейтинг носит остаточный характер. Показательно, что он практически такой же, как у первого вице-мэра Владимира Ресина (65-е). Новый мэр Сергей Собянин (6-е) сохраняет очень высокий уровень влияния, достигнутый на посту руководителя аппарата правительства, и это можно считать скорее неожиданностью.
Несколько ослабли позиции губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко (58-е место; в 2009 году - 47-48-е). Краснодарский губернатор Александр Ткачев (89-90-е) вошел в рейтинг в 2010 году, однако перспективы его влияния можно оценить как негативные.
Бизнес-элита
Алексей Миллер (13-14-е места, в 2009-м - 10-е), Владимир Якунин (38-е; 21-22-е), наконец, Сергей Чемезов (51-е; 18-е) - все они известны как "государственные менеджеры" и на самом деле возглавляют крупнейшие госкомпании. Консолидированное ослабление их позиций можно считать системным трендом, особенно на фоне роста влияния предпринимателей Олега Дерипаски (21-е место), Алишера Усманова (22-е) и появления в рейтинге Владимира Лисина (69-70-е) и Алексея Мордашова (83-е).
Дмитрий Иванович Орлов - генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук.
Методика исследования АПЭК
Итоговый рейтинг 100 ведущих политиков России основан на результатах экспертных опросов, ежемесячно проводившихся методом закрытого анкетирования в течение 2010 года. Участие в них принимали 24-27 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, представители политических партий.
Ежемесячно экспертам задавался следующий вопрос: "Как бы вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние в администрации президента РФ, правительстве РФ, Федеральном собрании РФ следующих Российских политиков? "
Каждый из экспертов ежемесячно оценивал влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определялись средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы). Ежемесячно каждый эксперт мог добавить персоналии (не более пяти), которые, по его мнению, должны быть представлены в рейтинге, но отсутствовали в анкете. Если не представленного в анкете претендента называли хотя бы два эксперта, он оценивался всеми участниками исследования в следующем месяце.
В годовой итоговой таблице средние баллы всех политиков, входивших в соответствии с оценками экспертов в топ-100 хотя бы шесть месяцев, суммированы. На их основании для каждого политика определено среднее арифметическое значение за весь 2010 год (средний итоговый балл).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния 100 российских политиков лидерами Российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опросов, распределены по разделам "очень сильное влияние" (1-20), "сильное влияние" (21-50), "среднее влияние" (51-100).
Список экспертов
1. Политологи, политтехнологи и медиаэксперты
Зверев Сергей (Компания развития общественных связей), Никонов Вячеслав (фонд "Русский мир"), Пушков Алексей (канал ТВ Центр), Толстой Петр (Первый канал), Брилев Сергей (канал "Россия"), Дискин Иосиф (Совет по национальной стратегии), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Танаев Кирилл (Фонд эффективной политики), Бадовский Дмитрий (НИИ социальных систем), Симонов Константин (Фонд национальной энергетической безопасности), Гонтмахер Евгений (Институт современного развития), Зудин Алексей (Центр политической конъюнктуры России), Виноградов Михаил (фонд "Петербургская политика"), Иванов Виталий (Институт политики и государственного права), Радзиховский Леонид (политолог), Львов Степан (ВЦИОМ), Колесников Андрей (политолог).
2. Представители партий
Поликанов Дмитрий ("Единая Россия"), Куликов Олег (КПРФ), Зубов Валерий ("Справедливая Россия"), Лебедев Игорь (ЛДПР), Гозман Леонид ("Правое дело"), Иваненко Сергей ("Яблоко").
Пожары, россия, овый 2