Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

Зажигательный утиль


Согласно недавно проведенному опросу ВЦИОМа, главными атрибутами новогодних праздников для Россиян являются стол (82%), гости (72%), музыка и танцы (55%), алкоголь (33%) и фейерверки (22%). Таким образом, каждый пятый Россиянин считает, что Новый год без пиротехники неполноценен. Но сегодня пальнуть в небо фейерверком, не нарушив при этом закон, довольно сложно. После прошлогодней пермской трагедии власти взяли рынок пиротехники в ежовые рукавицы.

Заметим, что еще в 2008 году столичные власти запретили применение пиротехники на трассах федерального значения, городских магистралях с интенсивным движением, на территориях, прилегающих к станциям метро, а также на крышах и балконах жилых домов. Еще раньше, в ноябре 2007-го, столичные депутаты внесли поправки в КоАП, запрещающие использование пиротехники в общественных местах. Но установленные штрафы были незначительными: 1-2 тыс. руб. для граждан, 2-3 тыс. руб.-- для организаций.

Год назад после пожара в "Хромой лошади" Мосгордума ужесточила наказание за несанкционированное применение фейерверков в общественных местах. Теперь нарушение карается штрафом 3-5 тыс. руб., а для юрлиц -- от 700 тыс. до 1 млн руб. В опале оказываются даже бытовые спички -- они относятся к первому классу пиротехнических средств (всего их пять: с первого по третий -- пиротехника бытового назначения, четвертый и пятый -- профессиональные фейерверки). Запускать фейерверки в новогодние праздники разрешено только на частной территории или на специально отведенных для этих целей площадках.

А 22 декабря 2009 года премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства N 1052, утвердившее требования пожарной безопасности при распространении и использовании пиротехники. Спустя два дня был утвеРЖДен и техрегламент по безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий, регулирующий производство и хранение. Эти два документа теперь исполняют, по сути, роль закона. По словам исполнительного директора Российской пиротехнической ассоциации "РАПИД-Фейерверк" (РПА) Александра Усилина, техрегламент был разработан давно и несколько лет не принимался, но печальные события в Перми процесс резко ускорили.

До принятия постановления и техрегламента рынок пиротехники фактически существовал в правовом вакууме -- ни одного нормативного акта, который бы регулировал на федеральном уровне продажу и применение фейерверков, не было. Царем и богом выступал инспектор МЧС, который по своему усмотрению принимал решение относительно использования пиротехники, рассказывают игроки рынка.

Теперь документально закреплен запрет на применение пиротехники в любых помещениях, при проведении мероприятий с массовым пребыванием людей, в том числе на стадионах, и во время митингов. При размещении торговой точки в многоэтажном здании она должна располагаться на верхнем этаже. На первых этажах многоэтажных зданий, в жилых домах или пристройках торговля запрещена (как утвеРЖДает президент всероссийской общественной организации "Салют России" Олег Сотников, по этой причине 90% магазинов и отделов с пиротехникой были вынуждены закрыться). Витрины с образцами в розничной торговле должны исключать любые действия покупателей с изделиями, кроме визуального осмотра, а в торговых помещениях магазинов самообслуживания продажа пиротехники производится только в специализированных секциях продавцами-консультантами.

Участники пиротехнического рынка в целом приветствуют постановление N 1052 и техрегламент, высказываясь в духе "теперь хотя бы есть на что опираться". А вот поправки московских законодателей нещадно критикуют. "Москва запрещает использование всей пиротехники в общественных местах. Это означает, что, выйдя из подъезда, по закону вы не сможете даже зажечь спичку или бенгальскую свечу, хлопнуть хлопушку",-- рассуждает гендиректор компании "Русский фейерверк" и вице-президент РПА Анатолий Воробьев. Он говорит, что власти уже несколько лет обещают организовать спецплощадки в каждом округе, где запуск фейерверков был бы разрешен. На деле же выделяются только места для профессиональных салютов, а в большинстве префектур и управ и знать не знают о том, что они должны определить площадки для запуска фейерверков горожанами.

"И потом, установление этих драконовских штрафов ни к чему не приведет -- как запускали каждый год во дворах, так и будут запускать",-- считает Воробьев. Вместо тотального запрета на применение пиротехники следовало бы ограничить класс ее использования в городе, как это делают в Европе, дает он совет законодателям. "Бездумные запреты -- как кувалда,-- говорит Александр Усилин.-- Зато это выглядит выигрышно, мол, мы, депутаты, заботимся о населении".

По мнению Олега Сотникова, ужесточение административной ответственности на руку только милиции: "Депутаты таким образом лишь позаботились о наполнении карманов нашей милиции. От претензий милиционеров легко можно откупиться: если раньше мзда составляла 500 руб., то сейчас будут условные 2,5 тыс. руб.".

По данным РПА, с 2000 года и до кризиса рынок пиротехники ежегодно рос на 10-12%. В предкризисный 2007 год продажи фейерверков достигли 3 млрд руб. в оптовых ценах. В 2008 году зафиксировано падение до 2,2 млрд руб. А в декабре 2009-го случилась трагедия в пермском клубе "Хромая лошадь", по сути разрушившая рынок и заставившая Россиян относиться к пиротехнике с большей опаской.

"Люди поняли, что это не игрушки. Судя по разговорам с покупателями, разгильдяйского отношения, как было раньше, сейчас уже нет",-- отмечает руководитель компании All Pyrotechnics Евгений Гуменюк. "Мы даже не собирали никакой статистики, потому что рынок просел просто неконтролируемо",-- говорит Александр Усилин. По оценкам гендиректора компании "Пирофф" Елены Вечериной, с начала кризиса в 2008 году и после событий в Перми продажи пиротехники уменьшились более чем наполовину.

Стоит сказать, что МЧС в конце концов признало, что пожар в клубе произошел из-за короткого замыкания, а не по вине конусных фонтанов, однако пиротехнический бизнес уже успел тяжело занедужить. Сразу после трагедии, унесшей 150 жизней, глава МЧС Сергей Шойгу заявил о директивном запрете на применение огня и пиротехники в местах массового скопления людей в период новогодних и рождественских праздников. А ведь именно зимние праздники приносят производителям и продавцам пиротехники львиную долю дохода -- 60-90% годовой выручки.

Началась самая настоящая истерия. СМИ подливали масла в огонь, население запугали, не разобравшись толком в причинах несчастья, и потребление пиротехники упало катастрофически, вспоминают игроки рынка. ""Хромая лошадь" губительно сказалась на рынке, он сейчас просто нищий",-- говорит гендиректор компании "Большой праздник", вице-президент Московской пиротехнической ассоциации Виктор Самошин. Некоторые эксперты указывают, что гонениям подверглась пиротехника бытового назначения, тогда как в "Хромой лошади" применялась профессиональная.

Кстати, участники рынка отмечают, что в первые дни после пожара в пермском клубе наблюдался всплеск спроса: народ испугался, что пиротехнику запретят вообще, и приобретал ее впрок. "Но потом -- все, как отрезало",-- делится наблюдениями Виктор Самошин.

Сегодня 70% развлекательных фейерверков в мире -- китайского производства (по данным делового портала ChinaPRO.ru, в прошлом году выручка КНР от экспорта пиротехнической продукции составила более $0,5 млрд), в России эта пропорция выглядит как 90:10, считает Александр Усилин. До прошлого года Россия импортировала в среднем около 1 тыс. морских контейнеров пиротехники в год, это порядка 20 тыс. т пиротехники преимущественно первого-третьего классов. В этом году, по оценкам компаний "Русский фейерверк" и "Большой праздник" (российские лидеры -- держат около 80% рынка), завезено в 10-20 раз меньше: у всех скопилось много товара, не реализованного в прошлом году. И сейчас, рассказывают игроки рынка, у оптовиков никто ничего не покупает.

Пагубно сказалась на рынке и практически повсеместная отмена корпоративных мероприятий с использованием фейерверков, чему способствовали мощная волна проверок МЧС и активная кампания в СМИ против пиротехники, отмечают эксперты. "Бизнес корпоративов рухнул даже больше, чем торговля, потому что сейчас все боятся нарваться на неприятности",-- говорит Анатолий Воробьев.

Многие профессиональные команды пиротехников были вынуждены уйти с рынка, сетуют эксперты, обычного оживления перед праздниками не наблюдается. "Если раньше в середине декабря уже наблюдался пик спроса на корпоративные вечеринки с использованием фейерверков, то сейчас имеется тенденция сдвига заказов на последние числа месяца,-- рассказывает Евгений Гуменюк.-- Пока есть клиенты только на 30-31 декабря".

Вымирает и класс мелкого оптовика. "Например, те, кто приходил брать продукцию в условном Новосибирске на 200 тыс. руб., чтобы увезти на продажу в Бердск, сейчас возьмут только на 30 тыс. руб., чтобы просто положить образцы на витрину,-- говорит Виктор Самошин.-- В надежде на то, что, если не будет сильных проверок, в последние три дня перед Новым годом они приедут к оптовику еще раз и возьмут товара побольше".

Таким образом, предприниматели, торговавшие пиротехникой и не желающие играть с огнем, вынуждены переключаться на другой бизнес, говорят эксперты.

Пока рынок пиротехники прессуют властные запреты, игроки пытаются ее отмыть в глазах населения. По их словам, несчастные случаи и травмы, конечно, бывают, но исключительно по причине грубого нарушения правил использования.

"Инструкции по применению, которые мы пишем на упаковках, по размеру скоро будут как "Война и мир",-- мрачно шутит Виктор Самошин.-- Но зачастую потребители просто не утруждают себя их изучением. Если их внимательно читать и придерживаться описанных правил, ничего страшного не произойдет".

Кроме того, специалисты уверяют, что количество контрафактной и контрабандной продукции в России ничтожно мало (в общем обороте это единицы процентов, говорит Александр Усилин) и ее легко можно отличить от качественной. Инструкция на русском языке, неповрежденная яркая упаковка (дизайн разрабатывается в России и передается китайским партнерам) и неистекший срок годности -- непременные атрибуты качественной пиротехники. В Центральном регионе, а уж тем более в Москве после закрытия главного пункта продажи контрафактной продукции, Черкизовского рынка, такого товара просто нет, уверяют игроки рынка. Основная масса контрабанды сосредоточена на границе с Украиной, Казахстаном и на юге России, куда она попадает на местные рынки через таможенные дыры. "Но это явление очень локальное и на общую картину, по сути, никакого влияния не оказывает",-- убеждена Елена Вечерина.

Обязательное условие получения сертификата -- испытания. Сертификационные органы (в стране их несколько, например центр по сертификации пиротехнической продукции "Пиротекс" в Сергиевом Посаде, ООО "Пуск" в Санкт-Петербурге) отбирают и тестируют 12 образцов из каждой партии. Со специальных вышек высотой 12 м пиротехнику роняют на землю, подвергают механическому воздействию, создают ситуации неправильной установки. Есть высотомер и приборы для измерения радиуса разлета элементов. Пиротехника проверяется на соответствие ГОСТу и техрегламенту, после этого изделиям присваивается класс опасности.

Сегодня продукция отбраковывается крайне редко в отличие от 1990 годов. Поэтому у специалистов вызывают недоумение появляющиеся время от времени сводки правоохранительных органов о выявлении очередной партии контрафакта. "Дутые цифры. Либо это недостоверная информация, либо очередные мероприятия по выполнению плана раскрываемости",-- говорит Александр Усилин.

Между тем все усилия по восстановлению потребительского доверия к пиротехнике могут оказаться напрасными в связи с тем, что в этом году перед новогодними праздниками на рынок будут выброшены фейерверки и салюты, не распроданные в прошлый сезон,-- на сей раз их особенно много по уже упомянутым причинам. Владельцы магазинов эту пиротехнику хранили целый год, чтобы продать перед очередным Новым годом. По словам Александра Усилина, проблема в том, что хранилась она чаще всего в неподходящих условиях.

"Пиротехника могли потерять в цветности, но это даже не полбеды. Например, она могла намокнуть и теоретически способна нештатно работать. В результате мы будем иметь просроченные подмоченные фейерверки, и вероятность несчастных случаев при их использовании, разумеется, гораздо выше,-- объясняет Усилин.-- Эта пиротехника -- официальная и сертифицированная, только хранилась неизвестно как". Теперь нас ждет огромное количество неприятностей и несчастных случаев, резюмирует он. "А контролирующие организации будут кричать: мы же предупреждали! Но получается, что они сами же такую ситуацию и создали",-- говорит Александр Усилин.

Москва, территории, президент


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25