Пожарная безопасность. Пожарные декларации. Декларации пожарной безопасности

Казань декларация пожарной безопасности

Как наладить сотрудничество между добровольцами и властью?


Светлана Сметанина, для РИА Новости.

В ежегодном послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев впервые серьезно затронул тему благотворительности и НКО, заявив, что "участие некоммерческих организаций может сделать социальные услуги более предметными и адресными и … снизить уровень коррупции в госаппарате". Как найти точки соприкосновения НКО и власти, где они могли бы эффективно сотрудничать, особенно во время стихийных бедствий? Об этом шла речь на состоявшейся 29 ноября в Общественной палате конференции "Благотворительность в чрезвычайной ситуации: уроки и итоги".

Глобальные лесные пожары этого лета выявили как минимум две тенденции, на которые нужно обратить самое пристальное внимание. Во-первых, справиться со стихийным бедствием и его последствиями на большой территории силами только государственных структур невозможно. Без самого активного участия волонтеров, некоммерческих организаций, церкви ущерб от пожаров был бы еще более катастрофическим. Напомним, что добровольцы не только собирали деньги и гуманитарную помощь для погорельцев, но и закупали необходимое оборудование, отсутствовавшее у пожарных подразделений на местах: бензопилы, лопаты, пожарные рукава, респираторы.

Общая беда реально подняла и сплотила тысячи людей, которые выезжали на места пожаров, оказывая посильную помощь огнеборцам.

Казалось бы, местные власти должны были бы обеими руками приветствовать помощь этих неравнодушных и инициативных людей или хотя бы не чинить им препятствий. На деле получилось прямо противоположное. Те, кто хотел оказать помощь, зачастую не могли добиться от местных властей не только сотрудничества, но даже информации о том, где и какая помощь нужна.

Екатерина Маключенко, Сергей Безносов

Волонтеры и журналисты договорились о взаимодействии на случай ЧС

"Наша компания приняла решение оказать помощь погорельцам в Нижегородской области. Выделили 100 миллионов рублей и обратились к местной администрации в Верее с вопросом, какая помощь нужна в первую очередь. Те ничего не могли сказать, отправляли в область.

Областное начальство тоже не принимало никакого решения. И только после указания из администрации президента губернатор, наконец, подписал договор о сотрудничестве с нами", –говорит Андрей Матвеев, генеральный директор благотворительного фонда "Система".

Опять же только после президентского указа "Об объявлении чрезвычайной ситуации", в котором было рекомендовано привлекать к тушению пожаров добровольцев, МЧС опубликовало номера телефонов для желающих оказать помощь. Правда, как вскоре выяснилось, по этим телефонам добровольцев переадресовывали на другие номера, в частности, в организацию "Наши". А там просто не брали трубку.

В общем, вторая очень серьезная тенденция – очень низкий уровень координации между некоммерческими организациями, волонтерами и представителями властей.

Понятно, что препятствие в работе добровольцев (тех часто не пускали к местам пожаров, мешали вырубать пожарные просеки там, где это было необходимо) – это необязательно злой умысел со стороны властей, а элементарное непонимание, "кто все эти люди" и чего они хотят. Похоже, в России пришло время принимать закон о статусе добровольцев.

Первые шаги в этом направлении делаются. Как заявил на конференции директор Департамента пожарно-спасательных сил МЧС Михаил Верзилин, "мы поняли, что без привлечения обученных гражданских добровольцев невозможно справиться с чрезвычайными ситуациями". Поэтому в Госдуму уже внесен законопроект "О добровольной пожарной охране". Правда, он уже вызвал ряд нареканий со стороны самих добровольцев.

По словам Григория Куксина, координатора волонтерского департамента Гринпис России, "из проекта вычеркнуты все экономические механизмы, которые могли бы поддерживать добровольчество". Получается, добровольцы сами на свои деньги должны проводить обучение, покупать снаряжение и страховать свои жизни. К тому же возникает еще один вопрос. С пожарами мы кое-как справились. А если завтра случится глобальное наводнение или техногенная катастрофа серьезного масштаба, принимать отдельный закон о добровольцах для этих случаев?

России вполне может пригодиться опыт США, где государственные структуры давно уже плотно сотрудничают с добровольческими организациями. В 1975 году там была создана Организация добровольцев-ликвидаторов последствий стихийных бедствий. Сегодня ее отделения действуют в 50 штатах. В результате из миллиона американских пожарных 750 тысяч – это добровольцы. Разумеется, специально обученные и подготовленные. По словам Дениса Уолтера, координатора добровольцев из Миннесоты, местные власти просто не в состоянии оплачивать наемный труд нужного количества сотрудников, чтобы адекватно реагировать на стихийные бедствия. Так что без помощи добровольцев им точно не обойтись. Пора и Российским властям понять, что добровольческое движение – это реальная сила, которая может решать те проблемы, до которых у самих властей руки не доходят.

Президент Дмитрий Медведев говорил о том же: "Они (НКО) зачастую лучше знают ситуацию на местах, чем даже органы власти, имеют уникальный опыт и помогают людям, которые попали в трудную ситуацию".

Его предложение федеральным ведомствам – "разработать четкую и прозрачную систему отбора НКО для выполнения таких функций. Выбирать нужно зарекомендовавшие себя организации, которые пользуются настоящим доверием у населения, работают не первый год или созданы на базе организаций, которые до того имели соответствующий опыт".

Татьяна Михайлова, имеющая большой опыт психологической помощи пострадавшим при теракте в Беслане, предложила местным властям начать формировать базу волонтеров и благотворительных организаций, к которым можно обращаться в конкретных случаях. "Мы работаем в Беслане почти 6 лет, за это время там сменилось 8 министров здравоохранения, и с каждым приходилось заново знакомиться, потому что они понятия не имели о нашей работе. Получается, мы взаимодействуем не с властью, а с конкретным человеком".

Та же идея и у Елизаветы Глинки, доктора Лизы – почему бы не создать при онкологических диспансерах добровольческие службы по уходу за больными, чтобы родственники пациентов знали, куда им обратиться за помощью. Тем более, что волонтерских организаций, оказывающих подобную помощь совершенно бесплатно, сегодня уже немало. Интересно, в регионах, особенно сильно пострадавших от пожаров, остались в местных органах власти хотя бы контактные телефоны тех, кто добровольно и бескорыстно помогал им справиться со стихией? А вдруг опять потребуется помощь?

Это вполне возможно. На вопрос из зала, что сегодня делается для расчистки леса и предотвращения будущих пожаров, глава администрации поселка Белоомут Луховицкого района Московской области Роман Кусков честно признался, что ничего: "лес нам не принадлежит, и мы не имеем права там что-либо делать". По его словам, сейчас в окрестных лесах настоящие завалы из обгоревших деревьев, которые местные уже назвали "пионерскими кострами". Такая же ситуация в Брянской области, в Рязанской. Хотя в Рязанской области, говорят, уже подключились добровольцы, которые на свои деньги закупили бензопилы и разбирают завалы. А фермер Михаил Шляпников из деревни Колионово Московской области, который координировал работу добровольцев при тушении пожаров, сегодня закупает саженцы для посадки новых лесов. По его подсчетам, в ближайшие пять лет надо посадить 5 миллионов деревьев. Волонтеры уже высадили первую партию елочек.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Пожары, области, лесные пожары


ЦИУП

Декларация пожарной безопасности Казань
ООО "Центр инжиниринга и управления проектами"
Казань, Щапова 14/31, тел: (843) 297-57-25